Открытое занятие по математике
в 9 классе по теме:
Приемы решения целых уравнений
Учитель математики
Иванова Рина Юсуповна
Цели урока:
учебная: систематизация и обобщение, расширение и углубление знаний обучающихся по решению целых уравнений с одной переменной высших степеней; подготовка учащихся к применению знаний в нестандартной ситуации.
развивающая: развитие личности обучающегося через самостоятельную творческую работу, развитие инициативы обучающихся; обеспечивать устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме; развивать умение обобщать, правильно отбирать способы решения уравнения;
воспитательная: развитие интереса к изучению математики, подготовка обучающихся к применению знаний в нестандартной ситуации; воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
План урока:
Организационный момент.
Мотивация изучения темы.
Актуализация знаний по теме «Целые уравнения»
Систематизация и обобщение знаний – сообщения обучающихся о стандартных приемах решения уравнений.
Самостоятельная работа.
Расширение и углубление знаний – сообщение учителя о нестандартных приемах решения уравнений.
Домашнее задание: примеры на осмысление, закрепление новых знаний.
Ход урока:
1.Организационный момент – ставятся цели и задачи урока.
Ребята! Вам предстоит итоговая аттестация по математике.
Уравнение - это самая простая и распространенная математическая задача. Вы накопили некоторый опыт решения разнообразных уравнений и нам нужно привести свои знания в порядок, разобраться в приемах решения нестандартных уравнений.
Стандартные приемы и методы решения элементарных алгебраических уравнений являются составной частью решения всех типов уравнений.
В простейших случаях решение уравнения с одним неизвестным распадается на два шага: преобразование уравнения к стандартному и решение стандартного уравнения. Полностью алгоритмизировать процесс решения уравнений нельзя, однако полезно запомнить наиболее употребительные приемы, общие для всех типов уравнений. Многие уравнения при применении нестандартных приемов решаются гораздо короче и проще.
2. Мотивация изучения темы.
Предлагаются задания повышенной трудности из учебника алгебры и заданий ГИА.
(написать на доске).
1) 2х3 +2у2 –(у+1) 2=0
2)( х2- 10) 2- 3( х2- 10)-4=0
3) х3+ х– 4=0
4) х5 +х3 +2х – 4 = 0
5) х5 +2х-3 = 0
6) (х+1)(х+2)(х+4)(х+5) = 40
Для уравнений высшей степени известны формулы корней, но они очень сложные. Иногда приходится решить, применяя специальные приемы.
3. Повторение материала, изучаемого на предыдущих занятиях:
Виды целых уравнений и способы решения уравнений 1-ой и 2-ой степени
Уравнения 1-ой степени решаются с помощью арифметических операций, уравнения 2-ой степени – с помощью формул корней.
Устная работа
1ряд 2ряд
1)3х-6=9 1)(х+2)(5-х)=0
2) -10х=3 2) х 2 -3х+2=0
3ряд
1) 3 х 2 - 27=0
2) х 2 +3х=0
4.Вспомним методы решения уравнений.
Теорема, обратная теореме Виета: х 2 +рх+q=0, х 1 +х 2 = - р и х 1· х 2 =q.
ах²+bх+с=0; х1+х2=-b/а и х1+х2=с/а
Используя обратную теорему Виета,
найти второй корень уравнения
1ряд
1) х 2 -2х-3=0 и х= -1,то х=
2) х 2 -7х+10=0 и х=5,то х=
2ряд
-18+3х+ х 2 =0 и х= -6,то х=
2) 2 х 2 _7х+3=0 и х=3,то х=
3ряд
1)12х+ х 2 +32=0 и х= -4,то х=
2) х 2 +5х+6=0 и х= -2,то х=
Решая квадратные уравнения, много тратится времени, работая по алгоритму. Но, используя свойства коэффициентов, можно упростить решение.
ах 2 +вх+с=0, а+в+с=0, то один из корней равен 1, а другой равен с/а;
ах 2 +вх+с=0, а - в+с=0 или а+с=в,то один из корней равен -1, а другой равен -с/а
Обосновать решения уравнений
1ряд Корни
839х2 -448х-391=0 1;-391/839
2ряд
939х2 +978х+39=0 -1;-39/939
3ряд
345х2 -137х-208=0 1;-208/345
4..Метод разложения на множители.
Если уравнение равносильными преобразованиями можно привести к виду f(x)·q(x)=0, то f(x)=0 или q(x)=0.
Решить уравнение методом разложения на множители
2у3 +2у2 –(у+1) 2=0
5.Введение новой переменной.
Заменим некоторое выражение в уравнении новой переменной и получим более простое уравнение относительно новой переменной. Находим эту переменную и вычислим корни исходного уравнения. ( х2- 10) 2- 3( х2- 10)-4=0(решаем у доски)
Итоги урока.
Есть еще много приемов решения целых уравнений высших степеней: метод выделения полного квадрата ,использование четности функции, возвратные уравнения и искусственные приемы.
Основные методы решения целых уравнений:
1.Разложение на множители.
2.Введение новой переменной.
3.Графический способ.
4.Теорема Виета.
5.Свойство коэффициентов квадратного уравнения.
6.Свойство монотонности.
7.Симметрические уравнения.
Назовите соответствующий метод решения уравнения и решите его
1ряд (х 2 +3х)2+2(х 2 +3х) -120=0
2 гряд (х2 +х+6)(х2 +х-4)=144
3ряд х3-6х2+х-6=0
Домашняя работа:
Решить уравнения
х 2 – │10х│+21=0
27х 2 – 9х – 18=0
х2 +11х + 28=0
(х+1)(х+2)(х+4)(х+5) = 40
у3 -6у2 +у-6=0
(x2 – 2x)2 – 2(x2 – 2x) – 3 = 0