СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы релаксации и технологий рефлексивного управления учебной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка Трощенко Е.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время.

Просмотр содержимого документа
«Приемы релаксации и технологий рефлексивного управления учебной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка Трощенко Е.В.»

Приемы релаксации и технологий рефлексивного управления учебной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка





Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Необходимо не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Репродуктивное обучение устарело. Необходимо перейти к инновационным методам преподавания. Но инновация – это не обязательно и не только новое. Это всё то, что направлено на развитие, на изменение качества системы образования.

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время.

В последние годы в педагогической практике рефлексии уделялось недостаточно внимания, и потенциал этой группы технологий задействован далеко не полностью. Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от учащихся, в ней отсутствуют рефлексивные виды деятельности. Вместо этого идет закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно-ориентированное обучение предлагает педагогу по-другому решать проблему постановки целей обучения, разработки плана работы, конструирования системы занятий, формы рефлексии и оценки.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия – способность осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.). Рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку своей деятельности и ее результатов. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Они не просто осознают сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношение к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы).

Грамотно применяемая рефлексия может стать для педагога и мощным инструментом психолого-педагогического исследования, и средством, актуализирующим собственное личностное развитие, а также эффективной «иммунизации» к профессиональному эмоциональному выгоранию. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается огромнейшая ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет школьнику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые "высвечиваются" из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку учение проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. Осмысливая собственную образовательную деятельность, ученик акцентирует внимание как на "знаниях" продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела его к созданию данных продуктов.

Второе необходимое условие обучения умению и готовности выходить в рефлексивную позицию - это внедрение идеологии сомнения и критики. Эта идеология подразумевает всяческое поощрение и стимулирование несогласия и независимой оценки происходящего или изучаемого со стороны учеников. Необходимо обучать ребенка умению занимать ту или иную позицию, уметь увидеть объект с разных точек зрения. Необходимо всячески поощрять наличие собственного мнения, видения, в том числе и несогласие с общепринятой точкой зрения, с точкой зрения учителя. Помимо этого, необходимо формирование установки на "отчетность", готовности ответить в любой момент на вопрос "Что ты делаешь?", "Зачем ты это делаешь?", "Каким образом ты это делаешь?" и т.д. Сначала эти вопросы, как правило, приходится задавать учителю, но постепенно учащиеся начинают сами задавать их друг другу, а затем и самим себе. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это уроки рефлексии; элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. Вначале у школьников преобладают формальные цели ("хочу получить пятерку", "хочу выучить15 новых слов"). Учитель обращает внимание учеников на более важные смысловые цели ("хочу научиться различать одинаковые по написанию немецкие и английские слова"), а также творческие цели ("хочу сочинить стихотворение"). Под руководством педагога каждый ученик учится формулировать все три типа целей. Одна из задач рефлексии - выяснить, что же на самом деле происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании - одна из движущих сил рефлексии - её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов.

Существует множество форм образовательной рефлексии – устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником. Можно выделить следующую классификацию видов рефлексии:

• рефлексия настроения и эмоционального состояния;

• рефлексия содержания учебного материала;

• рефлексия деятельности.

Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики. В конце урока можно провести такую "игру": На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – ( работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.) . Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. Учителя часто пользуются цветовыми карточками для диагностики эмоционального состояния учащихся. Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого. Каждому виду настроения соответствует определённый цвет: красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

Рефлексия содержания учебного материала. Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "На этом уроке меня порадовало…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…";т.п.

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. На уроке я работал… активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я… доволен / не доволен 3.Урок для меня показался… коротким / длинным/ легким / трудным 4.За урок я… не устал / устал 5.Мое настроение… стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был… понятен / не понятен/ полезен / бесполезен /интересен / скучен 7.Домашнее задание мне кажется… интересным / неинтересным и т.д.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!