СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы развития функциональной грамотности обучающихся

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

для успешной сдачи  экзамена по географии в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Приемы развития функциональной грамотности обучающихся»

Приемы развития функциональной грамотности обучающихся для успешной сдачи экзамена по географии в 9 классе


Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для успешной подготовки обучающихся к ОГЭ по географии начинаю активную работу с сентября месяца. На каждом уроке и внеурочном занятии включаю задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, это позволяет закрепить полученные знания и умения, понимать учащимся, что то, что они делают, действительно, отвечает реальной ситуации, которая может быть в жизни, а также повышает мотивацию для более тщательного, в том числе и самостоятельного изучения темы. Какие же проблемы возникают у обучающихся при выполнении заданий ОГЭ?

  1. Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

  • Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности - цель географического образования. В географии главный метод исследования - картографический. Задания ОГЭ, по географии требуют от школьника:

  • умения читать карту

  • владеть приемом наложения карт

  • развитого пространственного представления картографической информации.

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания.

  1. Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ можно отнести:

  • определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы.

  • работа с климатограммами.

  • выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы.



Наблюдая эти проблемы, я выделила ряд заданий, которые, как я считаю, эффективны при подготовке к экзамену по географии. При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

  • комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное;

  • составление простой таблицы на основе параграфа учебника;

  • составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений;

  • высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы;

  • составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме;

  • создание схематичного рисунка по тексту;

  • нахождение географических ошибок в предложенном тексте;

  • заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу;

  • составление кроссвордов;

Внимание работе с картой уделяю на каждом уроке. Наиболее результативными считаю следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:

  • указать материки западного и восточного полушарий;

  • расположить горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

  • Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай - Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

  • Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция - Албания находится в Европе, остальные - в Азии..

3) Ассоциативные задания - объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

  • Буэнос-Айрес - Бухара - оба начинаются на букву «Б».

  • Буэнос-Айрес - Будапешт - являются столицами государств.

  • Буэнос-Айрес - Копенгаген - оба лежат на берегу моря.

4) Ассоциативные загадки - дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

  • акула - Сахалин

  • нос носорога - полуостров Сомали (Африка)

  • сапожок - Апеннинский полуостров и т.п.

5) Немая карта - учащимся раздаю пустые контурные карты, на которых они должны:

  • отметить цифрами соответствующие географические объекты

  • написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.



Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

  • преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;

  • преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм;

  • решение различных географических задач;

  • работа со статистической матрицей данных - распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанными в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Я считаю, что развитие компетенций, являющихся основой функциональной грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельная задача, а особенность учебного процесса.

Спасибо за внимание!





При необходимости добавьте те методы и приемы, которые используете на своем уроке или вставьте эти приемы в свой урок!!!

В презентации проверьте, чтобы шрифт на всех слайдах был один, размер шрифта тоже был одинаковый.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!