СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с текстом на уроках истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей статье  я рассматриваю различные виды работы с текстом на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с текстом на уроках истории.»

Приемы работы с текстом на уроках истории.

В современных условиях очень важно построить образовательный процесс таким образом, чтобы учащийся овладел неким комплексом, связывающим воедино знания, умения и действия, развить способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Реализация компетентностного подхода в обучении возможна через деятельностные технологии обучения, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому, при изучении материала по истории, серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.

Выделяют следующие виды работы с текстом.



Историко–культурная интерпретация текста.

Прочитав тексты 1-3, определите время и обстоятельства появления каждого текста. Что он дает для понимания эпохи или конкретного события.

1. «Как же могло случиться, что в условиях советского социалистического строя возник и получил распространение культ личности Сталина со всеми его отрицательными последствиями? Находясь длительный период на посту Генерального секретаря ЦК партии, И.В. Сталин вместе с другими руководящими деятелями активно боролся за претворение в жизнь ленинских заветов. Он был предан марксизму-ленинизму, как теоретик и крупный организатор возглавил борьбу партии против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов, против происков капиталистического окружения. В этой политической и идейной борьбе Сталин приобрел большой авторитет и популярность. Однако с его именем неправильно стали связывать все наши великие победы. Успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной, восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. В этой обстановке постепенно складывался культ личности Сталина. Развитию культа личности способствовали в огромной степени некоторые индивидуальные качества И.В. Сталина, на отрицательный характер которых указывал еще В.И. Ленин...»

2. «Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия. Впрочем, то, что издавна составляет самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение».

3. «В русские в. г. горды стольником и воеводам и приказным людем, а в селех и в деревнях заказным головам и десятником и всей черни. Никита Голой со всем своим походным войском челом бьет. Стою я в Кулаковом стану и по Лазной, а со мною силы 7000 козаков данских да 1000 запорожцев козаков же. И хотим итти под Рыбной. А Семен Драной пошел своею силою под Ызюм, а с ним силы 10000. А Некрасов пошел на Саратов и на Козлов, а с ним силы 40000. А сам наш войсковой атаман Кондратей Афонасьевич Булавин пошел под Азов и под Таган, а с ним силы ворон и 2000 кубанцев и запорожцов и наших козаков. А нам до черни дела нет. Нам дело до бояр и каторые неправду делают. А вы голотьва и вся идите изо всех городов конные и пешие, нагие и босые, идите [131] не опасайтеся: будут вам кони и ружье и платье и денежное жалованье. А мы стали за старою веру и за дом пресвятые богородицы и за вас за всю чернь, и чтобы нам не впасть в ельнинскую веру.А вы стольники и воеводы и всякие приказные люди и заказные головы не держите черни и по дорогам не хватайте, и пропускайте вы их к нам в донецкие городы. А хто будет держать чернь и не будут пропускать, и тем людем будет смертноя казнь. А хто сие письмо станет в себе держать и будет тоить или хто издерет, и тем людем будет смертная казнь. За сим писавы и челом бьем».

Интерпретация текста историка

Прочитав внимательно текст, определите о каком событии и времени идет речь. Раскройте своими словами авторскую точку зрения. Насколько она аргументирована?

1. Н.И.Костомаров: “Петр  жил  в  такое  время, когда  России  невозможно было  оставаться  на  прежней  избитой  дороге  и  надобно  было  вступить  на  путь  обновления. Как  человек , одаренный  умственным  ясновидением, Петр  осознал  эту  потребность  своего  отечества, и  принялся  за  нее  всею  своею  гигантскою  волею. Петр  был  самодержавен, а  в такой  момент  истории, в  какой  тогда  вступила  Россия, только  самодержавие  и  могло  быть   пригодным. Свободный  республиканский  строй  никуда  не  годится  в  то  время, когда  нужно  бывает  изменять  судьбу  страны  и  дух  ее  народа, вырывать  с  корнем  вон старое_  и  насаждать  новое…. Только там , где  самодержавие  безгранично, смелый  владыка  может  отважиться  на  ломку  и  перестройку  всего  государственного  и  общественного  здания. Петру  помогло  более всего  самодержавие, унаследованное  им  от предков”.

2. В.О. Ключевский: «Но господствующий правительственный взгляд был узкополицейский. Его разделял и Николай. Правительство, как и дворянство, ценило удобства крепостного права, знало как уютно живется за крепостными душами, когда они не возбуждают тревожных ожиданий. Отсюда двоякая забота правительства в крепостном вопросе: как бы не опоздать и как бы без нужды не поспешить. Тревога была понятна: несмотря на обилие полицейских глаз и ушей, правительство плохо знало свойства и настроения крепостной массы. Помещики были в этом отношении плохие осведомители: аккуратно исполняя свою роль сельских полицмейстеров, они секли своих крепостных за продерзости и провинности, но вникать в их души не имели ни охоты, ни уменья. Из этого скудного или мутного источника через становых и исправников черпали сведения и губернаторы. Отсюда немало предрассудков проникло в законодательное отношение к крестьянскому вопросу. Так, дворовые почему то считались наиболее вредным и опасным классом крепостных людей».

3. С.М.Соловьев: "В нашей истории выдаются две великие войны, в начале обоих веков нашей европейской жизни: великая Северная война и война 12 года; к обеим Россия не была готова, средства ее не были в уровень с средствами противников и, несмотря на то, из обеих войн она вышла победительницей. Борьба сильная, опасная борьба вызывает нравственные силы народа, очищает, поднимает его, отвлекает от мелочных забот ежедневной жизни; борьба ведет его к алтарю, делает жрецом, потому что заставляет приносить жертвы. Никогда в народе не живется так тепло, так дружно, так сплоченно, как во время борьбы; никогда правительство и народ не соприкасаются так близко в общей деятельности; никогда знамя народа не развевается так высоко".

Идентификация исторического текста.

Определите авторство, время и обстоятельства создания каждого из нижеприведенных текстов.

1. "Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! ...Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? ...Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами... Не предавали мы своих воевод различным смертям, а с Божьей помощью мы имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить."

2. "...Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех пред законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным."

3. "Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!