Приемы работы с текстом на уроках истории.
В современных условиях очень важно построить образовательный процесс таким образом, чтобы учащийся овладел неким комплексом, связывающим воедино знания, умения и действия, развить способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Реализация компетентностного подхода в обучении возможна через деятельностные технологии обучения, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому, при изучении материала по истории, серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
Выделяют следующие виды работы с текстом.
Историко–культурная интерпретация текста.
Прочитав тексты 1-3, определите время и обстоятельства появления каждого текста. Что он дает для понимания эпохи или конкретного события.
1. «Как же могло случиться, что в условиях советского социалистического строя возник и получил распространение культ личности Сталина со всеми его отрицательными последствиями? Находясь длительный период на посту Генерального секретаря ЦК партии, И.В. Сталин вместе с другими руководящими деятелями активно боролся за претворение в жизнь ленинских заветов. Он был предан марксизму-ленинизму, как теоретик и крупный организатор возглавил борьбу партии против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов, против происков капиталистического окружения. В этой политической и идейной борьбе Сталин приобрел большой авторитет и популярность. Однако с его именем неправильно стали связывать все наши великие победы. Успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной, восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. В этой обстановке постепенно складывался культ личности Сталина. Развитию культа личности способствовали в огромной степени некоторые индивидуальные качества И.В. Сталина, на отрицательный характер которых указывал еще В.И. Ленин...»
2. «Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия. Впрочем, то, что издавна составляет самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение».
3. «В русские в. г. горды стольником и воеводам и приказным людем, а в селех и в деревнях заказным головам и десятником и всей черни. Никита Голой со всем своим походным войском челом бьет. Стою я в Кулаковом стану и по Лазной, а со мною силы 7000 козаков данских да 1000 запорожцев козаков же. И хотим итти под Рыбной. А Семен Драной пошел своею силою под Ызюм, а с ним силы 10000. А Некрасов пошел на Саратов и на Козлов, а с ним силы 40000. А сам наш войсковой атаман Кондратей Афонасьевич Булавин пошел под Азов и под Таган, а с ним силы ворон и 2000 кубанцев и запорожцов и наших козаков. А нам до черни дела нет. Нам дело до бояр и каторые неправду делают. А вы голотьва и вся идите изо всех городов конные и пешие, нагие и босые, идите [131] не опасайтеся: будут вам кони и ружье и платье и денежное жалованье. А мы стали за старою веру и за дом пресвятые богородицы и за вас за всю чернь, и чтобы нам не впасть в ельнинскую веру.А вы стольники и воеводы и всякие приказные люди и заказные головы не держите черни и по дорогам не хватайте, и пропускайте вы их к нам в донецкие городы. А хто будет держать чернь и не будут пропускать, и тем людем будет смертноя казнь. А хто сие письмо станет в себе держать и будет тоить или хто издерет, и тем людем будет смертная казнь. За сим писавы и челом бьем».
Интерпретация текста историка
Прочитав внимательно текст, определите о каком событии и времени идет речь. Раскройте своими словами авторскую точку зрения. Насколько она аргументирована?
1. Н.И.Костомаров: “Петр жил в такое время, когда России невозможно было оставаться на прежней избитой дороге и надобно было вступить на путь обновления. Как человек , одаренный умственным ясновидением, Петр осознал эту потребность своего отечества, и принялся за нее всею своею гигантскою волею. Петр был самодержавен, а в такой момент истории, в какой тогда вступила Россия, только самодержавие и могло быть пригодным. Свободный республиканский строй никуда не годится в то время, когда нужно бывает изменять судьбу страны и дух ее народа, вырывать с корнем вон старое_ и насаждать новое…. Только там , где самодержавие безгранично, смелый владыка может отважиться на ломку и перестройку всего государственного и общественного здания. Петру помогло более всего самодержавие, унаследованное им от предков”.
2. В.О. Ключевский: «Но господствующий правительственный взгляд был узкополицейский. Его разделял и Николай. Правительство, как и дворянство, ценило удобства крепостного права, знало как уютно живется за крепостными душами, когда они не возбуждают тревожных ожиданий. Отсюда двоякая забота правительства в крепостном вопросе: как бы не опоздать и как бы без нужды не поспешить. Тревога была понятна: несмотря на обилие полицейских глаз и ушей, правительство плохо знало свойства и настроения крепостной массы. Помещики были в этом отношении плохие осведомители: аккуратно исполняя свою роль сельских полицмейстеров, они секли своих крепостных за продерзости и провинности, но вникать в их души не имели ни охоты, ни уменья. Из этого скудного или мутного источника через становых и исправников черпали сведения и губернаторы. Отсюда немало предрассудков проникло в законодательное отношение к крестьянскому вопросу. Так, дворовые почему то считались наиболее вредным и опасным классом крепостных людей».
3. С.М.Соловьев: "В нашей истории выдаются две великие войны, в начале обоих веков нашей европейской жизни: великая Северная война и война 12 года; к обеим Россия не была готова, средства ее не были в уровень с средствами противников и, несмотря на то, из обеих войн она вышла победительницей. Борьба сильная, опасная борьба вызывает нравственные силы народа, очищает, поднимает его, отвлекает от мелочных забот ежедневной жизни; борьба ведет его к алтарю, делает жрецом, потому что заставляет приносить жертвы. Никогда в народе не живется так тепло, так дружно, так сплоченно, как во время борьбы; никогда правительство и народ не соприкасаются так близко в общей деятельности; никогда знамя народа не развевается так высоко".
Идентификация исторического текста.
Определите авторство, время и обстоятельства создания каждого из нижеприведенных текстов.
1. "Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! ...Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? ...Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами... Не предавали мы своих воевод различным смертям, а с Божьей помощью мы имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить."
2. "...Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех пред законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным."
3. "Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя".