СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы развития мотивации на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли. Обратимся к понятию – понятию «мотивация». Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе снижается. Что делать учителю, чтобы заинтересовать, формировать положительную мотивацию к предмету? Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним. На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы развития мотивации на уроках русского языка и литературы»

Приемы и методы развития мотивации

на уроках русского языка и литературы

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли. Обратимся к понятию – понятию «мотивация». Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе снижается. Что делать учителю, чтобы заинтересовать, формировать положительную мотивацию к предмету? Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним. На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

А для этого необходимо решать следующие задачи:

1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.

2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

3. Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.

4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Этому способствует использование:

  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;

  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;

  • Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Привить интерес к изучаемому предмету, повысить учебную мотивацию – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

  • работа с электронными учебниками;

  • работа с демонстрационными материалами;

  • компьютерные тесты;

  • использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.

  • использование слайд – презентаций.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

При этом учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация. Активная мотивация предполагает, что

  • никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;

  • никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.



Упражнения и педагогические приёмы,

позволяющие формировать и развивать мотивацию учения.


Интересное начало урока:

1. Прием метафоры – притчи. Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!» - ответил упрямый. Я желаю вам на уроке не быть упрямыми, а приобрести новые знания, которые вам пригодятся на последующих уроках.


2. Афоризмы. Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо: "Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".


3. Девизы: Говори меньше, делай больше.


4. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делать это через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Подберите слова на эту тему.

- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!


5.Домысливание

         Предлагается тема урока и слова "помощники":                                      

          Повторим
          Изучим
          Узнаем
          Проверим                                                                                                 

       С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.        

  1. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»

         Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки.


На этапе освоения знаний:


1. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщить о критериях оценивания результатов изучения темы и оговарить, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам, а от зачёта, если получил «зачтено» по 90% изученного материала данной темы.


2. Оратор.

За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.


3. Автор.

- Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?


4. Фантазёр.

На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.


  1. Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, деепричастия . ФИО: Деепричастие=глагол+наречие, место работы: предложение, должность: обстоятельство, место жительства: морфология.


6. «Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Например, по теме: «Типы предложений» или «Части речи».

На этапе применения знаний на практике:

1. Технология шестиугольного обучения (автор Рассел Тарр). Есть несколько вариантов использования данной технологии.

  • .Вы можете вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику. Например, с помощью данного варианта можно организовать повторение на уроках литературы в старших классах. Форма работы может быть индивидуальной, в паре, в группе. Например, по теме : «Серебряный век русской поэзии». Учащиеся работают в группах. Соты были заполнены терминами, определениями, основными особенностями лит. течений, именами поэтов данного периода, а также названиями их произведений. Ученики надо не только логично соединить шестиугольники, но и рассказать данный материал, опираясь на получившуюся цепочку. Этот метод можно включить в работу с выразительными средствами На шестиугольниках записаны примеры предложений с использованием выразительных средств. Учащимся необходимо объединить примеры и соединить с названием выразительного средства. Данная работа помогает в подготовке к ОГЭ, отработке задания 3 по русскому языку. Можно использовать по теме «Знаки препинания в БСП». Урок обобщения знаний и умений. На шестиугольниках записаны примеры БСП без знаков препинания. Учащимся необходимо выбрать предложения с определенным знаком препинания и соединить их вместе.

  • Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.
    Это тот случай, когда вы можете дать ученикам время для углубленного изучения текста, для погружения в учебную проблему. Например, по теме: «Виды синтаксической связи слов в словосочетаниях, учащиеся могут самостоятельно подобрать примеры на каждый вид связи и вписать в шестиугольники. Можно использовать по теме: «Однородные и неоднородные определения». При изучении нового материала учащиеся, читая теоретический материал, выстраивали связи, соединяли шестиугольники и сделали вывод. В итоге получились «ромашки».

  • Работа в группах.Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Данный вариант, на мой взгляд, целесообразнее использовать при повторении объемного материала. Например, при обобщении материала по морфологии можно предложить учащимся соединить соты таким образом, чтобы систематизировать материал по морфологии. 1 группа собирает соты «Части речи», 2 группа «Имя Существительное», 3 группа «Имя прилагательное». И т.д. После соединения сот, можно не только, выполнить задание другой группы, но и соединить шестиугольники всех групп. Эту работу можно предложить учащимся при систематизации материала по теме «Второстепенные члены предложения». Учащиеся изучали теоретический материал и выстраивали свои логические цепочки. После всей работы разрешалось сходить к соседям, задать вопросы, что-то посоветовать или изменить свои «соты». Или на уроке литературы по теме «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Класс разделен на микрогруппы. На доске шестиугольник с изображением помещика, а у учащихся чистый шестиугольник. Каждая группа описывает помещика по определенному направлению: описание дома и интерьера комнат, внешность, обед, разговор о покупке душ. После этого каждая группа представляет свою работу и приклеивает свой шестиугольник к портрету. Так получается общая характеристика помещика. Второй вариант работы. Каждой группе дан свой помещик, на чистых шестиугольниках записывают характеристику. В итоге получается общая характеристика всех помещиков, делается вывод. Данные шестиугольники можно использовать на дальнейших уроках по поэме, проверяя знание текста. Например, соотнести характеристику с помещиком.


  1. Синквейн

3. Взимопроверка

4. Включение в урок элемента соревновательности.

5.Использование игровых технологий (дидактические игры «Помоги Пете Ошибкину», «Четвертое лишнее», «Знаете (верите) ли вы,что..», «Не разорви цепочку», «Лови мяч», «Да-нет», загадки, ребусы, кроссорды, квест)

6. метод проектов

На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: история одного слова, составление словаря одного слова, сообщения по истории фразеологизмов, имен, топонимов, сочинения на лингвистические темы: «Что случилось с буквой Е?», «Биография причастия», «Как различить корни гор и гар?».

7.Лингвистические физкультминутки способствуют не только снятию напряжения, переключению внимания, отдыху во время урока, но и повторению изученного материала.

Рефлексия способствует не только развитию самооценки, но и формированию учебной мотивации. Ее можно осуществлять на любом этапе урока.

В начале урока (способствует развитию самооценки):

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

Рефлексия в течение урока:

Лестница успеха

Рефлексия в конце урока:
1. Отсроченная загадка: на следующем уроке мы узнаем, почему Гоголь расположил помещиков в произведении именно в таком порядке или почему возникло выражение «филькина грамота».

2. Выберите фразеологизм, отражающий вашу работу на уроке: работал засучив рукава, летал в облаках, не успел глазом моргнуть, каша в голове, зарубил себе на носу, бил баклуши и др.

3. Прием «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).

4.   Прием «Рефлексивные вопросы».

  1. Что показалось вам сегодня трудным?

  2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?

  3. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

  4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

  5. Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

  6. Были ли моменты недовольства собой?

  7. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

  8. Заметили ли вы свои успехи…?...

5. Прием «Закончи предложения». Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

Выставление отметок: Немаловажным моментом процесса обучения является оценка. Она становится не только средством контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него отношение к результату своего труда, а через него к самому себе. Поэтому оценка должна быть не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей. Когда дети выступают перед классом, оценка выступающему обсуждается коллегиально. Часто прошу прокомментировать выступление, отметить положительные и отрицательные моменты.

“Защитный лист”. Предпочтительнее проводить в старших классах.

Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, нужно  держать  ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда можно набрать  материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

Таким образом, учение только тогда станет для детей успешным, когда будет сформирована положительная учебная мотивация. Учитель должен сделать все, чтобы сформировать положительную мотивацию учения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!