СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования и развития читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования и развития читательской грамотности»

Приемы формирования и развития читательской грамотности


Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, принимать участие в социальной жизни.

Читательская грамотность включает в себя следующие умения, необходимые для работы с текстами:

1) умения, полностью основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании элементарные суждения:

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;

– умения найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– опираясь на текст, сформулировать элементарные выводы;

2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контекста собственных знания читателя:

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

В работе с понимаем текста выделяю следующими проблемы:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- часто не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание;

- не могут делать выводы на основе прочитанного текста.

Младший школьный возраст является наиболее эффективным для формирования читательской грамотности. Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любого задания. Но базовым предметом для ее формирования все же являются уроки литературного чтения.

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. В качестве важнейшего условия выделяю организацию работы с учебными заданиями на уроках литературного чтения.


Диагностический инструментарий:

1). Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой;

2). Тест грамотности чтения художественных текстов;

3). Анкета для читателя. Хороший ли я читатель?


В 1 классе работа по формированию читательской грамотности начинается с уроков обучения грамоте. На данном этапе ребята учатся работать с иллюстрацией, прогнозировать события, строить последовательное изложение текста на основе серии картинок. Во 2 полугодии начинается непосредственная работа с текстом. Для этого я использую тексты, где некоторые слова заменены картинкой. После прочтения текста ребята отвечают на вопросы по содержанию, что помогает определить степень усвоения и понимания текста детьми.

На 2 этапе использую небольшие тексты с готовыми вопросами после текста. Во время парной и групповой работы ребята знакомятся с текстами и вопросами. Затем проверяю уровень понимания текста по вопросам. На данном этапе начинаю работу над техникой чтения, ведь плохо читающий ребенок не способен понять его. Для этого использую различные задания, которые описаны в сборнике текстов и упражнений по развитию навыков и техники чтения Т.И. Кондраниной «Чтение 1 класс». Хорошие результаты и заинтересованность детей дают тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н. «Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

 

После того, как дети перейдут непосредственно к урокам литературного чтения, начинается работа над смысловым чтением.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.). Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. Понимание текста – это вычитывание трех видов текстовой информации:

фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)


Выделяются следующие виды смыслового чтения:

Просмотровое – вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта, выдвигается предположение, о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п..

Чтение названия и его анализ

Рассматривание иллюстраций к тексту.

Прогнозирование: о чем может идти речь в данном произведении?

Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

Рассмотрим приемы, которые можно использовать перед прочтением текста.

Прием «Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, мотивирование к последующей деятельности, активизирование познавательной деятельности учащихся, настрой их на работу.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает.


Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы:

задать вопрос автору по прочитанному (В),

предположить ответ (О),

при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).

Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.

Рассмотрим приемы, которые можно применить во время прочтения текста.

Прием «Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

Прием «Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".

Прием «Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

 

Рефлексивное чтение. Формулирование его главной мысли (концепта) в т. ч. с помощью рефлексивного чтения. (Докажите, что…, Почему? Какой…?)

Результатом будет понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

Рассмотрим приемы, которые можно использовать на данном этапе.

Прием «Тонкие и толстые вопросы».

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Будет…?

Как звать…?

Было ли…?

Объясните, почему… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Будет… ?


Приём «Создание викторины».

Цель: выяснение уровня усвоения темы или раздела.

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Приём «Ромашка (кубик) Блума».

Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции. На лепестках ромашки написаны вопросы: Почему? Объясни. Назови. Предложи. Придумай. Поделись.

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема: составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Прием «Концептуальная таблица»

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример

Прием «Реставрация текста».

Цель: Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.


Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого можно использовать различные готовые рабочие тетради, например, «Работа с информацией», «Чтение с увлечением», «Смысловое чтение».

Главное преимущество технологии продуктивного чтения – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.


Подведение итогов мастер-класса.

- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

● учить видеть, слышать и чувствовать текст;

● пополнять речевую память учащегося;

● обогащать словарный запас;

● продуктивно усваивать учебный материал;

● прививать эстетический вкус;

● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!