СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Авторская идея и ее воплощение в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар» Анализ литературоведческих статей к стихотворению А.С. Пушкина «Анчар» с помощью приемов формирования читательской

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок проводится после изучения стихотворения А.С.Пушкина "Анчар".  Ученики знакомятся с литературоведческими статьями и выполняют задания по развитию читательской грамотности. Во-первых, эта работа помогает им лучше разобраться в смысле стихотворения, понять авторскую идею и ее воплощение в стихотворении. Во-вторых ребята учатся внимательно читать тексты, вникать в каждую мелочь, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Это развивает читательскую грамотность обучающихся. Урок готовит к написпнию сочинения по теме. Задания интересные, требуют внимания и состредоточенности, учат вдумываться в прочитанное и извлекать нужную информацию.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Авторская идея и ее воплощение в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар» Анализ литературоведческих статей к стихотворению А.С. Пушкина «Анчар» с помощью приемов формирования читательской»

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Государственный социально-гуманитарный университет»

(ГОУ ВО МО «ГСГУ»)

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки



ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

по теме: «Авторская идея и ее воплощение в стихотворении

А.С.Пушкина «Анчар» . ( Анализ литературоведческих статей к стихотворению А.С. Пушкина «Анчар» с помощью приемов формирования читательской грамотности.)





Выполнил: слушатель группы ЧГ 1-20

Назина С.О

Проверил: к.ф.н, доцент А. В. Лексина





Коломна, 2020

Оглавление.

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи урока.

  3. Ход урока:

1.Вступительное слово. Проверка домашнего задания;

2.Постановка учебной задачи;

3.Выполнение задания учащимися;

4.Подведение итогов урока;

5.Домашнее задание.

4.Приложения.

5.Список литературы.

Урок литературы в 9 классе.

Тема: Авторская идея и ее воплощение в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар»

Анализ литературоведческих статей к стихотворению А.С. Пушкина «Анчар» с помощью приемов формирования читательской грамотности.

Пояснительная записка.

Данный урок является одним из системы уроков подготовки написания сочинения. Целью таких уроков является овладение практическим навыком свободного выражения своего отношения к прочитанному. Иногда ребятам трудно понять авторскую идею и ее воплощение в стихотворении. Поэтому бывает очень полезно поработать с литературоведческими статьями. С ними ребята работают крайне редко, поэтому нужно научить их внимательно вчитываться в смысл статьи, научиться понимать сказанное. В основу таких уроков входит система развивающих упражнений, основанных на приемах формирования читательской грамотности.

Моделирование речевых ситуаций, внимательное прочтение статей вовлекают учащихся в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают к созданию собственных высказываний разного уровня сложности. В процессе выполнения таких заданий ученик усваивает основные культурологические и литературоведческие понятия и процедуры, необходимые для анализа художественных произведений. В результате происходит поэтапное овладение опытом языковой деятельности - от репродуктивной и сочинений по образцу до самостоятельной и творческой.

Задача урока построена на основе текста стихотворения А.С.Пушкина, комментария к нему и литературоведческой статьи. Она рассчитана на формирование грамотности чтения научного текста. В отечественных учебных пособиях по литературе задания, обучающие чтению научных текстов, встречаются редко, поэтому задания, связанные с формированием читательской грамотности, очень пригодятся на этом уроке.

Задача направлена на преодоление дефицитов, таких как:

• поиск информации;

• переход от общего содержания текста к деталям и наоборот;

• реконструкция авторского замысла;

• работа с научным текстом.

Цели урока: проанализировать литературоведческие статьи с помощью приемов формирования читательской грамотности, понять авторскую идею, лучше разобраться в смысле стихотворения, подготовиться к написанию сочинения.

Задачи:

-совершенствовать навыки работы с лирическим произведением, основываясь на анализе его названия и композиционного строения;

-развивать логическое и образное мышление, устную и письменную речь;

-воспитывать нравственные качества характера, внимательность к значению слова в контексте произведений;

-повторить основные литературоведческие понятия: идея, композиция, аллитерация.

Вид учебных занятий: исследование литературоведческого текста ; творческая работа.

Оборудование:

текст стихотворения А.С. Пушкина «Анчар», Энциклопедический словарь.

Источник. Бонди С. Стихотворения Александра Пушкина. Кн. для учащихся – М.:

Педагогика, 1986; Благой Д. «Душа в заветной лире…» – М.: Советский писатель, 1977

ХОД УРОКА

1.Организация урока.

Вступительное слово. Проверка домашнего задания.- 3 минуты.

-На прошлом уроке вы работали над стихотворением А.С.Пушкина «Анчар», познакомились в его содержанием, проанализировали текст стихотворения с помощью презентации.У вас было домашнее задание по выбору. Вы могли выучить стихотворение наизусть или прочитать его выразительно. Поднимите руки те, кто выучил стихотворение наизусть.

-Давайте послушаем выразительное чтение наизусть (2-3 человека)

-Оценим из художественное чтение. (оценка ребят и учителя с комментариями)

-Но сегодня мы с вами идем дальше и будем работать над литературоведческими статьями, которые помогут нам лучше разобраться в смысле стихотворения и помогут подготовиться к написанию сочинения. На прошлом уроке мы с вами разобрались в содержании стихотворения, на презентации видели, как выглядит дерево анчар. Я сейчас вновь включу презентацию, чтобы вы вспомнили основные моменты прошлого урока. Вот перед вами на экране анчар, пусть он станет символом работы на сегодняшнем уроке.

2. Постановка учебной задачи- 2 минуты.

Мы с вами познакомились с содержанием стихотворения, многие выучили его наизусть, а как вы думаете, что ещё нам предстоит сделать, чтобы работу над стихотворением можно было бы считать законченной? ( нужно понять авторскую идею и написать сочинение)

-Правильно, но чтобы лучше разобраться в авторской идее и ее воплощении в стихотворении, чтобы понять смысл стихотворения и написать сочинение, мы сегодня поработаем над литературоведческими текстами. Задания будут направлены на развитие читательской грамотности. Перед вами небольшой комментарий литературоведа Сергея Бонди к стихотворению А.С.Пушкина «Анчар», текст самого стихотворения и отрывок из статьи ученого- пушкиниста Дмитрия Благого «Союз волшебных звуков, чувств и дум».

Задание: Прочитайте внимательно тексты и ответьте на вопросы. Работа самостоятельная. Но вы можете обсудить вопрос с соседом по парте, посовещаться. Вы отвечаете на вопросы и записываете ответы на ваши листы ответов, которые тоже лежат перед вами. Общий комментарий к задаче, которую вы будете решать:

Тип задачи: аналитическая.

Тип текста: научный, сплошной, составной (с включением учебного и художественного).

Уровень сложности: высокий.

Содержание и структура задачи: все задания в задаче взаимосвязаны, решение каждого последующего опирается на решение предыдущего задания, уровень сложности возрастает.

На эту работу вам выделяется 40 минут.

3. Выполнение задания учащимися. – 40 минут.

1 текст.С. Бонди Из книги «Стихотворения Александра Пушкина»

Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим. Эту власть как носитель ее (царь, князь), так и подданные, рабы, обычно считают вполне естественной и справедливой. Страшное дерево анчар, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы знают это и не подходят близко к анчару. А человек (вождь племени, «царь» или «князь», как называет его поэт) может послать к нему человека за ядовитой смолой, нужной ему для отравленных стрел! И тот послушно идет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки».

2 текст. Д. Благой Из статьи «Союз волшебных звуков, чувств и дум»

В 1828 году у поэта зарождается замысел стихотворения «Анчар». По дошедшим до нас рукописям можно проследить последовательный процесс его воплощения. Набрасывается первый стих: «В пустыне и глухой». Строка почти сложилась, но по структуре ее видно, что должен быть еще один эпитет, а он пока поэтом не найден. Начинаются упорные поиски: «В пустыне знойной и глухой». Не то! «В пустыне мертвой…» Опять не то! Поэт почти готов отказаться от недающегося слова: пытается перестроить строку: «В песках глухой». И все же ощущение необходимости искомого эпитета не оставляет его, и он снова возвращается к первоначальной конструкции: «В пустыне тощей и глухой». На этом работа над данной строкой останавливается, и Пушкин набрасывает пока еще очень предварительный текст всего стихотворения. В таком черновом виде оно на время и оставляется. Возвращается поэт к прерванной работе лишь два-три месяца спустя. И опять начинаются поиски все того же никак не дающегося эпитета первой строки. Вместо эпитета «тощей» появляется новый – «мрачной». Но и он не удовлетворяет. И наконец нужное слово находится: «В пустыне чахлой...» Возникает естественный вопрос: почему же из всех предыдущих вариантов именно оно удовлетворило Пушкина и окончательно утвердилось в самом начале стихотворения? Основная «поэтическая идея» «Анчара», как это очевидно из его завершенного текста, – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком» (радищевская формула, известная Пушкину еще с лицейских лет), то есть такого общественного устройства, при котором обесчеловеченный «владыка» посылает за ядом анчара и, значит, на неминуемую смерть не менее по-своему обесчеловеченного, «послушного» даже не «слову», а одному лишь «властному взгляду», безмолвно покорствующего раба. Гармонически слито, как тоже очевидно из окончательного текста, с этой основной «поэтической мыслью» стихотворения основное же его «звучание» – музыкальный лейтмотив, образуемый комплексом звуков, заключенных в самом названии «древа смерти» – Анчар. Слово это, по- видимому, именно Пушкиным впервые было введено в русский язык и литературу. Оно вызывает (по звуковым ассоциациям со словами «чары» «черный», «мрачный» и т. п.) представление о чем-то зловещем, ужасающем и тем самым вполне соответствует обозначаемому предмету – «древу яда». Очевидно, потому же из двух названий этого древа – принятое в ботанике upas и анчар – Пушкин выбрал последнее (в рукописи, за несколько страниц до чернового наброска стихотворения, поэт выписал их оба). И этот-то звукообраз, «мыслезвук» ведется Пушкиным, то полностью, то частично, сквозь все стихотворение.

Эпитет «В пустыне мрачной» имеет некоторую эмоциональную окраску. Между тем, как свидетельствуют все предшествующие варианты, поэт в соответствии с избранным им строгим, даже суровым эпическим тоном, который придает особенную художественную выразительность повествованию о «непобедимом владыке» и «бедном рабе», искал эпитет без какой-либо эмоциональной примеси. Не менее показателен и отказ от такого, как раз отвечающего этому, эпитета, как «в пустыне мертвой» («древо смерти» мертвит все окружающее), поскольку в нем не было искомого – «анчарного» – звукового комплекса. Вместе с тем оба эти отброшенных эпитета (один «звуком», другой «смыслом»), видимо, навели художественную «мысль» и органически включенный в нее «слух» поэта на тот окончательный эпитет, в котором оказались слитыми оба элемента слова: «в пустыне чахлой». Это соответствует и мыслеобразу контекста (вокруг «древа яда» все чахнет) и звукообразу заглавия (и там и здесь громко звучит ударное ча). Необходимостью именно такого эпитета и объясняются столь настойчивые и длительные поиски его.



Задания

Задание 1 В статье Д. Благого мы читаем: «основная поэтическая идея» «Анчара» -гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком». Как эта же мысль выражена в статье С. Бонди? Процитируйте.

Задание 2 В четвертом абзаце статьи Д. Благого мы находим определение обесчеловеченный. Объясните значение этого слова в следующих словосочетаниях: обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб. Обратитесь, если необходимо, к тексту стихотворения.

Задание 3 Как объясняет Д. Благой тот факт, что из двух названий древа яда – upas и анчар – Пушкин выбрал последнее?

Задание 4 Опираясь на текст, объясните, что Д.Благой называет анчарным комплексом.

Задание 5 Выпишите из текста статьи Д. Благого все эпитеты, которые предшествовали эпитету чахлый, в том порядке, в каком подбирал их поэт, и объясните, почему поиск эпитета был таким тщательным.

Задание 6 Как вы думаете, с какой целью написана статья Д. Благого? Выберите ответ или запишите свой.

А. Автор хочет показать, как тяжел труд поэта.

B. Автор хочет показать, как добивался Пушкин звукового и смыслового единства стиха.

C. (другое)

Задание 7 Вы прочитали только часть статьи Д. Благого, где ученый, анализируя рукописи Пушкина, рассказывает, как велся поиск эпитета чахлый. Далее в статье Д. Благой объясняет, как были найдены другие эпитеты. Попробуйте сами объяснить, почему Пушкин отказался от эпитетов янтарная и благоуханная (смола) и остановился на эпитете прозрачная.

Задание 8 Найдите в стихотворении «Анчар» другие примеры «анчарного» лейтмотива. Выпишите их.

4.Подведение итогов урока.

-Сдавайте ваши листы с ответами. Ваши ответы будут проверены.

-Как вы считаете, справились ли вы с заданиями?

-Какие задания вызвали затруднение?

-На какие вопросы ответить было легко?

-Понравилась ли вам эта работа, хотели ли вы выполнять задания на развитие читательской грамотности в дальнейшем?

-Помогли ли эти задания понять авторскую идею и подготовиться к написанию сочинения?

- Что же хотел сказать автор своим замечательным стихотворением?

5. Домашнее задание

Каждому обучающемуся в течение дня на электронную почту будут

высланы результаты его работы. Вы смотрите, с какими заданиями вы справились хорошо, какие задания требуют доработки или более внимательного изучения текста. Затем вы делаете работу над ошибками для себя. Только после детального анализа работы вы приступаете к написанию сочинения. Сочинение пишете в тетради по развитию речи и сдаете на следующем уроке.











Приложение 1.

Задание 1 В статье Д. Благого мы читаем: «основная поэтическая идея» «Анчара» -гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком». Как эта же мысль выражена в статье С. Бонди? Процитируйте.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2 В четвертом абзаце статьи Д. Благого мы находим определение обесчеловеченный. Объясните значение этого слова в следующих словосочетаниях: обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб. Обратитесь, если необходимо, к тексту стихотворения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3 Как объясняет Д. Благой тот факт, что из двух названий древа яда – upas и анчар – Пушкин выбрал последнее?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4 Опираясь на текст, объясните, что Д.Благой называет анчарным комплексом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5 Выпишите из текста статьи Д. Благого все эпитеты, которые предшествовали эпитету чахлый, в том порядке, в каком подбирал их поэт, и объясните, почему поиск эпитета был таким тщательным.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6 Как вы думаете, с какой целью написана статья Д. Благого? Выберите ответ или запишите свой.

А. Автор хочет показать, как тяжел труд поэта.

B. Автор хочет показать, как добивался Пушкин звукового и смыслового единства стиха.

C. (другое)

________________________________________________________________

Задание 7 Вы прочитали только часть статьи Д. Благого, где ученый, анализируя рукописи Пушкина, рассказывает, как велся поиск эпитета чахлый. Далее в статье Д. Благой объясняет, как были найдены другие эпитеты. Попробуйте сами объяснить, почему Пушкин отказался от эпитетов янтарная и благоуханная (смола) и остановился на эпитете прозрачная.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8 Найдите в стихотворении «Анчар» другие примеры «анчарного» лейтмотива. Выпишите их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Общий комментарий к задаче

Тип задачи: аналитическая.

Тип текста: научный, сплошной, составной (с включением учебного и художественного).

Уровень сложности: высокий.

Содержание и структура задачи: все задания в задаче взаимосвязаны, решение каждого последующего опирается на решение предыдущего задания, уровень сложности с каждым новым заданием возрастает.

Сложность решения задачи в целом заключается в том, что учащимся предлагается неадаптированный литературоведческий текст, опыт работы с подобными текстами у подростков отсутствует. Сложность решения обусловлена тем, что учащимся требуется удерживать две авторских позиции – позицию поэта и позицию литературоведа. При решении задачи ученику постоянно требуются предметные знания и умения: при

чтении текста задачи он сталкивается с литературоведческими терминами, при решении – с необходимостью работать со значением слова (поскольку задача обучающая, возможно обращение к словарям), применять навыки анализа художественного текста.

Лист ответов и рекомендации к оцениванию

Задание 1

Деятельность: Сопоставление текстов, поиск аналогичной по смыслу информации.

1 балл – в ответе содержится цитата из статьи С. Бонди: «Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим».

0 баллов – другие ответы.

Задание 2

Деятельность: Понимание на уровне значения слова, поиск информации,

интерпретация текстов.

2 балла – в ответе содержится объяснение выражений обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб: один лишен всего человеческого в результате неограниченной власти над людьми, другой обесчеловечен рабской покорностью. «Обесчеловеченность» владыки и раба в ответе подтверждается обращением к стихотворению.

1 балл – в ответе содержится объяснение выражений, но нет обращения к тексту стихотворения.

0 баллов – ответ свидетельствует о непонимании смыслов данных выражений.

Задание 3

Деятельность: Поиск информации, реконструкция авторского замысла.

1 балл – в ответе содержится объяснение выбора поэта: название анчар рождает ассоциации (по звучанию) с чем-то мрачным, зловещим, бесчеловечным и т.п. Учащийся дает объяснение своими словами либо ссылается на текст статьи Д. Благого (4 абзац).

0 баллов – ответ свидетельствует о непонимании выбора поэта.

Задание 4

Деятельность: Понимание на уровне значения слова, словосочетания, поиск информации.

1 балл – в ответе содержится следующее объяснение:

«анчарный» звуковой комплекс - это комплекс звуков а-н-ч-р.

0 баллов – другой ответ.

Задание 5

Деятельность: Поиск информации, реконструкция авторского замысла.

2 балла – в ответе содержится следующий ряд эпитетов: знойный, мертвый, тощий, мрачный, чахлый. Тщательность поиска объясняется стремлением поэта добиться звукового и смыслового единства текста.

1 балл – в ответе содержатся эпитеты, но нет объяснения.

0 баллов – эпитеты не выписаны или выписаны не все, не по порядку. Ответ свидетельствует о непонимании пушкинского замысла.

Задание 6

Деятельность: Реконструкция объясняет, что авторского замысла.

2 балла – в собственном ответе ученика содержится понимание следующего: автор статьи хочет показать, как важно для верного понимания стихотворения анализировать его в единстве смысла и звучания.

1 балл – ответ Б.

0 баллов – другие ответы

Задание 7

Деятельность: Реконструкция вопроса, реконструкция авторского замысла, перенос авторского способа действия в собственную практику.

2 балла – ученик объясняет выбор эпитета «нейтральным» значением слова (в сравнении с эпитетами янтарная, благоуханная, которые рождают ассоциации с солнечным светом, ароматом и т.д. и вызывают положительные эмоции) и его «анчарным» звучанием: проз-р-а-ч-н-ая.

1 балл – ответ неполный. Ученик объясняет выбор эпитета или значением слова, или его звучанием.

0 баллов – другой ответ.

Задание 8

Деятельность: Перенос авторского способа действия в собственную практику, поиск информации.

1 балл –учащийся выписывает из стихотворения строки: Анчар, как грозный часовой, И мчится прочь уже тлетворный и др., в которых встречается сочетание звуков а-н-ч-р.

0 баллов – другие примеры, не содержащие искомого комплекса звуков.

Приложение 3.

1 текст.С. Бонди Из книги «Стихотворения Александра Пушкина»

Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим. Эту власть как носитель ее (царь, князь), так и подданные, рабы, обычно считают вполне естественной и справедливой. Страшное дерево анчар, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы знают это и не подходят близко к анчару. А человек (вождь племени, «царь» или «князь», как называет его поэт) может послать к нему человека за ядовитой смолой, нужной ему для отравленных стрел! И тот послушно идет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки».

2 текст. Д. Благой Из статьи «Союз волшебных звуков, чувств и дум»

В 1828 году у поэта зарождается замысел стихотворения «Анчар». По дошедшим до нас рукописям можно проследить последовательный процесс его воплощения. Набрасывается первый стих: «В пустыне и глухой». Строка почти сложилась, но по структуре ее видно, что должен быть еще один эпитет, а он пока поэтом не найден. Начинаются упорные поиски: «В пустыне знойной и глухой». Не то! «В пустыне мертвой…» Опять не то! Поэт почти готов отказаться от недающегося слова: пытается перестроить строку: «В песках глухой». И все же ощущение необходимости искомого эпитета не оставляет его, и он снова возвращается к первоначальной конструкции: «В пустыне тощей и глухой». На этом работа над данной строкой останавливается, и Пушкин набрасывает пока еще очень предварительный текст всего стихотворения. В таком черновом виде оно на время и оставляется. Возвращается поэт к прерванной работе лишь два-три месяца спустя. И опять начинаются поиски все того же никак не дающегося эпитета первой строки. Вместо эпитета «тощей» появляется новый – «мрачной». Но и он не удовлетворяет. И наконец нужное слово находится: «В пустыне чахлой...» Возникает естественный вопрос: почему же из всех предыдущих вариантов именно оно удовлетворило Пушкина и окончательно утвердилось в самом начале стихотворения? Основная «поэтическая идея» «Анчара», как это очевидно из его завершенного текста, – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком» (радищевская формула, известная Пушкину еще с лицейских лет), то есть такого общественного устройства, при котором обесчеловеченный «владыка» посылает за ядом анчара и, значит, на неминуемую смерть не менее по-своему обесчеловеченного, «послушного» даже не «слову», а одному лишь «властному взгляду», безмолвно покорствующего раба. Гармонически слито, как тоже очевидно из окончательного текста, с этой основной «поэтической мыслью» стихотворения основное же его «звучание» – музыкальный лейтмотив, образуемый комплексом звуков, заключенных в самом названии «древа смерти» – Анчар. Слово это, по- видимому, именно Пушкиным впервые было введено в русский язык и литературу. Оно вызывает (по звуковым ассоциациям со словами «чары» «черный», «мрачный» и т. п.) представление о чем-то зловещем, ужасающем и тем самым вполне соответствует обозначаемому предмету – «древу яда». Очевидно, потому же из двух названий этого древа – принятое в ботанике upas и анчар – Пушкин выбрал последнее (в рукописи, за несколько страниц до чернового наброска стихотворения, поэт выписал их оба). И этот-то звукообраз, «мыслезвук» ведется Пушкиным, то полностью, то частично, сквозь все стихотворение.

Эпитет «В пустыне мрачной» имеет некоторую эмоциональную окраску. Между тем, как свидетельствуют все предшествующие варианты, поэт в соответствии с избранным им строгим, даже суровым эпическим тоном, который придает особенную художественную выразительность повествованию о «непобедимом владыке» и «бедном рабе», искал эпитет без какой-либо эмоциональной примеси. Не менее показателен и отказ от такого, как раз отвечающего этому, эпитета, как «в пустыне мертвой» («древо смерти» мертвит все окружающее), поскольку в нем не было искомого – «анчарного» – звукового комплекса. Вместе с тем оба эти отброшенных эпитета (один «звуком», другой «смыслом»), видимо, навели художественную «мысль» и органически включенный в нее «слух» поэта на тот окончательный эпитет, в котором оказались слитыми оба элемента слова: «в пустыне чахлой». Это соответствует и мыслеобразу контекста (вокруг «древа яда» все чахнет) и звукообразу заглавия (и там и здесь громко звучит ударное ча). Необходимостью именно такого эпитета и объясняются столь настойчивые и длительные поиски его.





Список литературы.

Александров В.А. Знаю, понимаю, могу./ Пособие-тетрадь по литературному моделированию. Москва, Школа-Пресс, 1999.

Алиева Л.Ю. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. 9 класс. Москва, Издат-Школа, 1998.

Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. Москва. Просвещение, 1991.

Делин Н.А. Изучение творчества А.С. Пушкина в 9 классе. Москва. Просвещение, 1998.

Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности . Москва. Центр «Педагогический поиск», 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под редакцией Шведовой Н.Ю.. Москва. Русский язык, 1988.

Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва. Просвещение, 1991.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!