Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения(универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Мы с вами рады видеть друг друга, а значит у нас все получится. – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок… – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски… | Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей). | Листы обратной связи |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока | Вступительное слово Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со сказки. Приложение 1 - О чем эта сказка? -Сформулируйте тему урока. Выслушивает варианты ответов учащихся Запишите тему в тетрадях: «Что такое причастие?» | Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Формулируют тему урока. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения | | Для того чтобы вы смогли сформулировать цель урока предлагаю вам выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-» - Причастие - это самостоятельная часть речи. - Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. - Причастия бывают 1 и 2 спряжения. - Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. - Причастия могут быть действительными и страдательными. | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Устные ответы |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Наблюдение и анализ языковых средств, заполнение концептуальной таблицы | Ребята я предлагаю вам побыть исследователями Лингвистические наблюдения Ребята, на доске дана концептуальная таблица, которую вы должны заполнить в группах, опираясь на текст учебника. Беседа Определите общее значение прилагательного и глагола. Определите морфологические признаки прилагательного и глагола Определите синтаксическую роль прилагательного и глагола Найдите признаки в характеристике причастия, свойственные прилагательному и глаголу План характеристики | Синий | Синеющий | Синеет | I.Общее значение | Признак предмета | Признак предмета по действию | Действие | II.Морфологические признаки | Постоянные: качественное. Непостоянные: ед.ч.,муж.р.,И.п. | Постоянные:несов, вид, неперех., невозвр., наст.вр. Непостоянные: ед,ч.,муж.р., И.п. | Постоянные: несов. вид, неперех., невозвр. Непостоянные: изъяв. Наклонение, наст вр., 3-е лицо | III. Синтаксическая роль | Определение | Определение | Сказуемое | | Знакомятся с заданием. В сотрудничестве с одноклассниками заполняют таблицу | Парная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждатьо причинах своего успехаили неуспеха в учении, связывая успкхи с усилиями, трудолюбием Познавательные: извлекают необходимую информациюиз прослушанного объясненияучителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания | |
5.Творчекая практическая деятельность по реализации построения проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (устно). Записаны на доске. Мы встретили старика, Мы встретили старика, Который жил в избе, Который жил в избе, Которая стояла на опушке леса. стоящей на опушке леса. Книга, которая лежит на Лежащая на столе книга столе, уже прочитана. уже прочитана. За столом сидят ученики За столом сидят ученики, и читают книгу. читающие книгу. Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с учебными пособиями. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы. | Устные ответы |
6. Первичное закрепление с комментированием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа. | Выполните упражнение 76 из учебника. 1 группа выписывает причастие вместе с существительными. 2 группа выписывает прилагательное вместе с существительными. | Принимают участие в работе, выполняют упражнения | Групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно –познавательные действия в материализованной и умственной форме. | Вопросы для уточнения информации |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | Записать отрывок стихотворения А. С. Пушкина. Найти причастия. Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. | Выполняют упражнение | Индивидуальная | Личностные: нравственно-этической оценивание усваимого содержания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). | Устные ответы |
8. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий | Заполнение «Ромашка Блума» Причастие – это самостоятельная часть речи? Причастие – это самостоятельная часть речи? Почему причастия не имеют формы будущего времени? Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий? Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи? Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах? Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдём тест.(Задание выводятся на слайде, ученики затем по ключу проверяют свои ответы).Приложение 2 Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладенияновым учебным материалом непосредственно на уроке. | Составляют вопросы. Работают с тестом | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Вопросы для уточнения информации |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заключительная беседа по вопросам | Ребята я думаю, что мы сегодня неплохо потрудились. Давайте поднлимся своими ощущениями. Какие трудности у вас возникли во время работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Дайте оценку нашей работе: выберете смайлик соответствующий вашему настроению сейчас. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи. |
Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»