СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Возникновение скотоводства и земледелия"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Возникновение скотоводства и земледелия"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Возникновение скотоводства и земледелия"»

Тема: возникновение земледелия и скотоводства Возникновение земледелия.  2. Одомашнивание животных и  скотоводство.  3. Неолитическая революция.  4. Посуда из глины.

Тема: возникновение земледелия и скотоводства

  • Возникновение земледелия.

2. Одомашнивание животных и

скотоводство.

3. Неолитическая революция.

4. Посуда из глины.

1. Возникновение земледелия. Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек, вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.

1. Возникновение земледелия.

Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период.

Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек, вымерли.

Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее.

Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.

Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.

Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей.  Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен.

Эти зерна могут обеспечить человека пищей.

Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений.

Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.

Примерно за пять тысяч лет до н. э. в Центральной Европе, в частности, в плодородной долине Дуная, появились первые земледельцы. Они пользовались примитивными орудиями труда, которыми обрабатывали крошечные поля. Эти люди выращивали главным образом пшеницу, ячмень, просо и бобовые, держали уже некоторых домашних животных и умели заготавливать глиняную посуду, которую расписывали всевозможными узорами.

Примерно за пять тысяч лет до н. э. в Центральной Европе, в частности, в плодородной долине Дуная, появились первые земледельцы.

Они пользовались примитивными орудиями труда, которыми обрабатывали крошечные поля.

Эти люди выращивали главным образом пшеницу, ячмень, просо и бобовые, держали уже некоторых домашних животных и умели заготавливать глиняную посуду, которую расписывали всевозможными узорами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком.

Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна.

Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами.

Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки.

Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки.

Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб.

Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни.  Появились обустроенные жилища.

Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни.

Появились обустроенные жилища.

2. Одомашнивание животных и скотоводство. Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей.  Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.

2. Одомашнивание животных и скотоводство.

Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей.

Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью.

Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком.

Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.

Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.

Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи.

Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры.

Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.

3. Неолитическая революция . Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты.  Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства.

3. Неолитическая революция .

Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты.

Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством.

Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства.

От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.

От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите.

Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.

В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим.

Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду.

Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия.

Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

4. Посуда из глины. В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность.

4. Посуда из глины.

В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной.

Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты.

Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность.

Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок.

На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки.

Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка .

Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли.

Для этого была изобретена прялка .

5. Родовые общины . Охотиться на мамонта и других крупных животных, строить дома из их костей нельзя было в одиночку. Требовались десятки людей, организованных и соблюдавших определенную дисциплину. Люди стали жить родовыми общинами. В такую общину входило несколько больших семей, образующих род. Близкие и дальние родственники образовывали единый коллектив.

5. Родовые общины .

Охотиться на мамонта и других крупных животных, строить дома из их костей нельзя было в одиночку.

Требовались десятки людей, организованных и соблюдавших определенную дисциплину.

Люди стали жить родовыми общинами.

В такую общину входило несколько больших семей, образующих род.

Близкие и дальние родственники образовывали единый коллектив.

У родовой общины жилища, орудия, запасы пищи были общими. Мужчины сообща охотились. Они совместно занимались изготовлением орудий труда и строительством. Особым уважением большой семьи пользовалась женщина-мать.

У родовой общины жилища, орудия, запасы пищи были общими.

Мужчины сообща охотились. Они совместно занимались изготовлением орудий труда и строительством.

Особым уважением большой семьи пользовалась женщина-мать.

Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и сохраняли пищевые запасы, поддерживали огонь в очаге, шили одежду и главное - растили детей.

Первоначально родство велось по материнской линии.

В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки.

Женщины занимались собирательством, готовили пищу и сохраняли пищевые запасы, поддерживали огонь в очаге, шили одежду и главное - растили детей.

Родовая община, род считали себя происходящими от одного предка - человека, животного или даже растения. Первопредок рода назывался тотемом. Род носил имя своего тотема. Мог быть род волка, род орла, род медведя.

Родовая община, род считали себя происходящими от одного предка - человека, животного или даже растения. Первопредок рода назывался тотемом. Род носил имя своего тотема.

Мог быть род волка, род орла, род медведя.

Общинами управляли наиболее мудрые члены рода - старейшины. Они обладали большим жизненным опытом, хранили древние предания и обычаи. Старейшины следили за тем, чтобы все члены рода следовали установленным правилам поведения, чтобы никто не претендовал на долю другого при распределении продуктов, одежды и места в жилище.

Общинами управляли наиболее мудрые члены рода - старейшины.

Они обладали большим жизненным опытом, хранили древние предания и обычаи.

Старейшины следили за тем, чтобы все члены рода следовали установленным правилам поведения, чтобы никто не претендовал на долю другого при распределении продуктов, одежды и места в жилище.

Детей в родовой общине воспитывали сообща. Дети знали обычаи рода и следовали им. Когда мальчики подрастали, они должны были пройти испытания, чтобы быть принятыми в число взрослых мужчин-охотников. Мальчик должен был молчать под градом ударов. Ему делали надрезы на теле, втирали в них пепел, цветную землю и соки растений. Мальчик должен был провести несколько дней и ночей один в лесной чаще. Многое надо было вынести, чтобы стать настоящим мужчиной рода.

Детей в родовой общине воспитывали сообща. Дети знали обычаи рода и следовали им.

Когда мальчики подрастали, они должны были пройти испытания, чтобы быть принятыми в число взрослых мужчин-охотников.

Мальчик должен был молчать под градом ударов. Ему делали надрезы на теле, втирали в них пепел, цветную землю и соки растений.

Мальчик должен был провести несколько дней и ночей один в лесной чаще.

Многое надо было вынести, чтобы стать настоящим мужчиной рода.

Задание на дом: § 4, с. 21-24 Ответить на вопросы

Задание на дом:

§ 4, с. 21-24

Ответить на вопросы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!