ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Подготовила воспитатель: Васильева С.В.
Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия.
Казалось бы, что нового можно узнать о таком древнем, привычном процессе, как прочтение сказок детям? Но сказкотерапия – это не только проведённый вместе с ребёнком досуг и изучение чтения. Это, в первую очередь, мощный инструмент в детской психологии, который позволяет развить разностороннюю личность, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные дети , и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.
Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.
Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:
- четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
- показывает, каким он видит решение проблем;
- сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.
Во-вторых , подбирая примеры сказок, мы можем:
- акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
- корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
- помочь ему избавиться от той или иной привычки;
- показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.
Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.
Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
- образное мышление;
- активную речь;
- внимание;
- умение связно выразить мысль;
- творческие способности и фантазию;
- все виды памяти;
- умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Русская народная сказка вводит в речь ребенка пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.