СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по обществознанию "Духовная жизнь человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по обществознанию "Духовная жизнь человека"»

Урок по обществознанию  в 10 классе Тема урока: «Духовная жизнь человека».

Урок по обществознанию в 10 классе

Тема урока:

«Духовная жизнь человека».

 Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека. План изучения нового материала: 1. Духовный мир человека. 2. Духовные ориентиры личности. 3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека.

План изучения нового материала:

1. Духовный мир человека.

2. Духовные ориентиры личности.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.   В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, развивая и совершенствуя свою человеческую природу.   Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры. В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, развивая и совершенствуя свою человеческую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Что относится к духовной культуре? Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.  Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, право, искусство, литературу, этику, эстетику.  Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

Что относится к духовной культуре?

  • Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.
  • Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, право, искусство, литературу, этику, эстетику.
  • Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.
Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.  Духовность  Бездуховность  Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.  Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Духовность

Бездуховность

Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Исследователи

характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Духовные ориентиры личности: Мораль – система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

Духовные ориентиры личности:

  • Мораль – система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
  • Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.
  • Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
Работа с учебником  в группах. 1 группа: Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества. 2 группа: Определите какие моральные установки личности сформулировал философ И.Кант. 3 группа: Перечислите виды ценностей.

Работа с учебником в группах.

1 группа: Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества.

2 группа: Определите какие моральные установки личности сформулировал философ И.Кант.

3 группа: Перечислите виды ценностей.

Современные философы утверждают:   Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры и на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности.   Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

Современные философы утверждают: Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры и на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности. Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

    Что же такое мировоззрение человека? Это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.  Это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

    Что же такое мировоззрение человека?

    • Это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.
    • Это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
    Классификация типов мировоззрения:  Обыденное  Религиозное  Научное Возникает в процессе Его основой являют- Опирается на личной практической ся религиозные учения, достижения нау- деятельности челове- содержащиеся в памят- ки, включает в ка, опирается на никах мировой духовной себя научную жизненный опыт. Его культуры, как Библия, картину мира. называют житейским Коран, Талмуд, священ- мировоззрением. ные книги буддистов и др.

    Классификация типов мировоззрения:

    Обыденное Религиозное Научное

    Возникает в процессе Его основой являют- Опирается на

    личной практической ся религиозные учения, достижения нау-

    деятельности челове- содержащиеся в памят- ки, включает в

    ка, опирается на никах мировой духовной себя научную

    жизненный опыт. Его культуры, как Библия, картину мира.

    называют житейским Коран, Талмуд, священ-

    мировоззрением. ные книги буддистов и др.

     В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека? Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.  Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.  Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

    В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

    • Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.
    • Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.
    • Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.
    РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ Из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова.  В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала…а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…

    РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

    Из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова.

    В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала…а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…

    Практические выводы Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом и способствует выбору верных ориентиров.  Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности.  Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению помогает жить.

    Практические выводы

    • Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом и способствует выбору верных ориентиров.
    • Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности.
    • Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению помогает жить.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!