Урок по обществознанию в 10 классе
Тема урока:
«Духовная жизнь человека».
Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека.
План изучения нового материала:
1. Духовный мир человека.
2. Духовные ориентиры личности.
3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры. В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, развивая и совершенствуя свою человеческую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.
Что относится к духовной культуре?
- Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.
- Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, право, искусство, литературу, этику, эстетику.
- Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.
Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
Духовность
Бездуховность
Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
Исследователи
характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
Духовные ориентиры личности:
- Мораль – система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
- Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.
- Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
Работа с учебником в группах.
1 группа: Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества.
2 группа: Определите какие моральные установки личности сформулировал философ И.Кант.
3 группа: Перечислите виды ценностей.
Современные философы утверждают: Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры и на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности. Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.
Что же такое мировоззрение человека?
- Это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.
- Это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Классификация типов мировоззрения:
Обыденное Религиозное Научное
Возникает в процессе Его основой являют- Опирается на
личной практической ся религиозные учения, достижения нау-
деятельности челове- содержащиеся в памят- ки, включает в
ка, опирается на никах мировой духовной себя научную
жизненный опыт. Его культуры, как Библия, картину мира.
называют житейским Коран, Талмуд, священ-
мировоззрением. ные книги буддистов и др.
В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
- Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.
- Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.
- Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ
Из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова.
В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала…а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…
Практические выводы
- Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом и способствует выбору верных ориентиров.
- Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности.
- Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению помогает жить.