СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока химии в 9 классе на тему "Предельные углеводороды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока химии в 9 классе на тему "Предельные углеводороды"

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися  системы знаний по теме «Предельные углеводороды»

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока химии в 9 классе на тему "Предельные углеводороды"»

«ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ»  9 класс

«ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ»

9 класс

 ЦЕЛЬ УРОКА  ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ЦЕЛЬ УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ

ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Схема образования  sp-гибридных орбиталей. В гибридизации участвуют орбитали одного s и трех p-электронов:  p s

Схема образования sp-гибридных орбиталей.

  • В гибридизации участвуют орбитали одного s и трех p-электронов:

p

s

Гомологический ряд алканов  Мет ан  Эт ан   Проп ан  Бут ан  Пент ан  Гекс ан  Гепт ан  Окт ан  Нон ан   Дек ан  CH 4  C 2 H 6  C 3 H 8  C 4 H 10  C 5 H 12  C 6 H 14  C 7 H 16  C 8 H 18  C 9 H 20  C 10 H 22

Гомологический ряд алканов

Мет ан

Эт ан

Проп ан

Бут ан

Пент ан

Гекс ан

Гепт ан

Окт ан

Нон ан

Дек ан

CH 4

C 2 H 6

C 3 H 8

C 4 H 10

C 5 H 12

C 6 H 14

C 7 H 16

C 8 H 18

C 9 H 20

C 10 H 22

 Алканы   углеводороды, содержащие в молекуле одинарные связи между атомами углерода, а качественный и количественный состав выражается общей формулой:  С n Н 2n+2 где n ≥ 1 .

Алканы

углеводороды, содержащие в молекуле одинарные связи между атомами углерода, а качественный и количественный состав выражается общей формулой:

С n Н 2n+2 где n ≥ 1 .

Радикалы - заместители  Правила номенклатуры:  ИЮПАК по принципу замещения, где заместители – радикалы. Их названия формируются заменой суффикса -ан на –ил в названии соответствующего алкана. Общая формула: С n Н 2n +2   CH 4 - метан ----- CH 3 - мет ил  C 2 H 6 - этан --------- C 2 H 5 - эт ил   C 3 H 8 – пропан ------ C 3 H 7 - проп ил  C 4 H 10 – бутан -------- C 4 H 9 – бут ил   C 5 H 12 – пентан ------ C 5 H 11 – ам ил   C 6 H 14 – гексан ------- C 6 H 13 – гекс ил   C 7 H 16 - гептан --------- C 7 H 15 - гепт ил   C 8 H 18 – октан ------- C 8 H 17 –окт ил

Радикалы - заместители

Правила номенклатуры:

ИЮПАК по принципу замещения, где заместители – радикалы. Их названия формируются заменой суффикса -ан на –ил в названии соответствующего алкана.

Общая формула: С n Н 2n +2

CH 4 - метан ----- CH 3 - мет ил

C 2 H 6 - этан --------- C 2 H 5 - эт ил

C 3 H 8 пропан ------ C 3 H 7 - проп ил

C 4 H 10 бутан -------- C 4 H 9 – бут ил

C 5 H 12 пентан ------ C 5 H 11 – ам ил

C 6 H 14 гексан ------- C 6 H 13 – гекс ил

C 7 H 16 - гептан --------- C 7 H 15 - гепт ил

C 8 H 18 октан ------- C 8 H 17 –окт ил

Характеристика одинарной связи (С ─ С) в н – алканах. sp ³ Вид гибридизации атома С – Валентный угол в атоме С– Длина связи С ─ С – Строение ─ Вид связи – По типу – 109º  28 0,154  нм Линейное Ковалентная  неполярная σ связь

Характеристика одинарной связи (С ─ С) в н – алканах.

sp ³

  • Вид гибридизации атома С –
  • Валентный угол в атоме С–
  • Длина связи С С –
  • Строение ─
  • Вид связи –
  • По типу –

109º 28

0,154 нм

Линейное

Ковалентная неполярная

σ связь

Физические свойства алканов. Алканы плохо растворимы в воде. С – С 4  газы С 5 – С 15  жидкости С 16 …  твёрдые вещества  С увеличением молекулярной массы алканов, в гомологическом ряду, повышаются температуры кипения и плавления, увеличивается плотность веществ.

Физические свойства алканов.

  • Алканы плохо растворимы в воде.
  • С – С 4 газы
  • С 5 – С 15 жидкости
  • С 16 … твёрдые вещества
  • С увеличением молекулярной массы алканов, в гомологическом ряду, повышаются температуры кипения и плавления, увеличивается плотность веществ.
Химические свойства алканов  Предельные углеводороды (алканы) – химически неактивные вещества. Они не реагируют с кислотами, основаниями, большинством металлов и неметаллов. Для алканов реакции присоединения невозможны.

Химические свойства алканов

Предельные углеводороды (алканы) – химически неактивные вещества.

Они не реагируют с кислотами, основаниями, большинством металлов и неметаллов.

Для алканов реакции присоединения невозможны.

Типы химических реакций характерных для алканов:   1) Реакции замещения.   2) Реакции изомеризации.  3) Реакции разложения. 4) Реакции окисления.

Типы химических реакций

характерных для алканов:

1) Реакции замещения.

2) Реакции изомеризации.

3) Реакции разложения.

4) Реакции окисления.

Реакции замещения.  Реагируют с хлором ( реакция галогенирования ) по цепному механизму при УФ – облучении или при температуре 250-400 0 С. В реакции последовательно один за другим могут заместиться все атомы водорода. Вытесняемый хлором водород уводится в виде НCI  СH 4 + CI 2 → СH 3 CI  + H CI  метан хлор хлорметан  СH 3 CI  + CI 2 → СH 2 CI 2 + H CI   дихлорметан  СH 2 CI 2  + CI 2 → СH CI 3 + H CI   трихлорметан  (хлороформ)  СH CI 3  + CI 2 → С CI 4 + H CI   тетрахлорметан  (четыреххлористый углерод)

Реакции замещения.

Реагируют с хлором ( реакция галогенирования ) по цепному механизму при УФ – облучении или при температуре 250-400 0 С.

В реакции последовательно один за другим могут заместиться все атомы водорода. Вытесняемый хлором водород уводится в виде НCI

СH 4 + CI 2 СH 3 CI + H CI

метан хлор хлорметан

СH 3 CI + CI 2 СH 2 CI 2 + H CI

дихлорметан

СH 2 CI 2 + CI 2 СH CI 3 + H CI

трихлорметан

(хлороформ)

СH CI 3 + CI 2 С CI 4 + H CI

тетрахлорметан

(четыреххлористый углерод)

    Алканы  горят на воздухе голубым пламенем, с выделением большого количества тепловой энергии .  СH 4 + 2О 2  = СО 2  + 2H 2 О  + 880  кДж

Алканы

горят на воздухе голубым пламенем, с выделением большого

количества тепловой энергии .

СH 4 + 2О 2 = СО 2 + 2H 2 О + 880 кДж

 Определить плюсы и минусы указанных свойств метана при использовании его человеком. Метан – ценное химическое сырье – его жалко сжигать; В соответствии с уравнением реакции смеси метана с кислородом в соотношении 1:2 и с воздухом (1:10) взрывоопасны; Газ легко сжимается; Сгорает без образования золы; Метан оказывает слабое наркотическое действие на организм, угнетает нервную систему; Выделяет при сгорании большое количество теплоты.

Определить плюсы и минусы указанных свойств метана при использовании его человеком.

  • Метан – ценное химическое сырье – его жалко сжигать;
  • В соответствии с уравнением реакции смеси метана с кислородом в соотношении 1:2 и с воздухом (1:10) взрывоопасны;
  • Газ легко сжимается;
  • Сгорает без образования золы;
  • Метан оказывает слабое наркотическое действие на организм, угнетает нервную систему;
  • Выделяет при сгорании большое количество теплоты.
 SOS! Пришло сообщение !  Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть подступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи. Необходимо срочно убрать ее.  Задание: смоделировать аварийную ситуацию и экспериментально решить данную проблему, следуя инструкции по проведению эксперимента.

SOS! Пришло сообщение !

  • Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть подступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи. Необходимо срочно убрать ее. Задание: смоделировать аварийную ситуацию и экспериментально решить данную проблему, следуя инструкции по проведению эксперимента.
 Инструкция по проведению эксперимента.   Цель:  смоделировать аварию нефтяного танкера и найти решение проблемы; обсудить нравственные стороны ситуации. Оборудование : вода, нефть, чашка Петри, спички, фильтровальная бумага, на которой изображен глобус. Порядок действий:  1) налейте воду в чашку Петри;  2) добавьте 2-3 капли нефти;  3) запишите наблюдения;  4) обсудите и выберите решение.  5) объясните, почему вы выбрали это решение Предлагаемые решения:  1) поджечь нефть  2) удалить с помощью адсорбентов, которые осядут на дно, или собрать с поверхности воды пенькой, сетью (в эксперименте – фильтровальной бумагой)  3) подвести под слой нефти метан и поджечь его  4) иное, самостоятельно выбранное решение

Инструкция по проведению эксперимента.

  • Цель: смоделировать аварию нефтяного танкера и найти решение проблемы; обсудить нравственные стороны ситуации.
  • Оборудование : вода, нефть, чашка Петри, спички, фильтровальная бумага, на которой изображен глобус.
  • Порядок действий:
  • 1) налейте воду в чашку Петри;
  • 2) добавьте 2-3 капли нефти;
  • 3) запишите наблюдения;
  • 4) обсудите и выберите решение.
  • 5) объясните, почему вы выбрали это решение
  • Предлагаемые решения:
  • 1) поджечь нефть
  • 2) удалить с помощью адсорбентов, которые осядут на дно, или собрать с поверхности воды пенькой, сетью (в эксперименте – фильтровальной бумагой)
  • 3) подвести под слой нефти метан и поджечь его
  • 4) иное, самостоятельно выбранное решение
  Определите положительные и отрицательные последствия этого.  Результаты обсуждения указать в виде плюса и минуса напротив каждого вида последствия.  -Продукты горения содержат канцерогены, много копоти;  -Берег спасен;  -Выделяющийся в атмосферу углекислый газ приведет к усилению парникового эффекта.  -Тюлени и моржи живы;  -Нефтяной пленки на воде нет;  -Убытки: нефть потеряна безвозвратно, метан, который используется как топливо, тоже стоит дорого ;

Определите положительные и отрицательные последствия этого.

Результаты обсуждения указать в виде плюса и минуса напротив каждого вида последствия.

-Продукты горения содержат канцерогены, много копоти;

-Берег спасен;

-Выделяющийся в атмосферу углекислый газ приведет к усилению парникового эффекта.

-Тюлени и моржи живы;

-Нефтяной пленки на воде нет;

-Убытки: нефть потеряна безвозвратно, метан, который используется как топливо, тоже стоит дорого ;

Способ очистки воды от нефти С использованием данных объектов, объяснить действия и последствия (работа в группах): Данные объекты: вертолет, дрожжевые микроорганизмы, графит.

Способ очистки воды от нефти

С использованием данных объектов, объяснить действия и последствия (работа в группах):

Данные объекты: вертолет, дрожжевые микроорганизмы, графит.

Назовите алканы:  1 2 3 4 5 6 а) СН 3 ─ ─ СН 2 ─ СН 2 ─ СН 2 ─СН 2 ─СН 3   СН 3  1 4 5 6 б) Н 3 С СН 2 ─СН 2 ─СН 3  2 3  Н 2 С СН 2  1  2  3 4 5 в) СН 3 ─СН 2 ─СH-СН 2 ─  СН 3   СН 3 ─СН 2 Ответы: а)2-метилгексан б) гексан в) 3-этилпентан

Назовите алканы:

1 2 3 4 5 6

а) СН 3 ─ ─ СН 2 ─ СН 2 ─ СН 2 ─СН 2 ─СН 3

СН 3

1 4 5 6

б) Н 3 С СН 2 ─СН 2 ─СН 3

2 3

Н 2 С СН 2

1 2 3 4 5

в) СН 3 ─СН 2 ─СH-СН 2 ─ СН 3

СН 3 ─СН 2

Ответы:

а)2-метилгексан б) гексан

в) 3-этилпентан


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!