СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Стилистические пласты лексики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Стилистические пласты лексики"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Стилистические пласты лексики"»

Десятое ноября Классная работа Тема нашего урока, наверное,………

Десятое ноября

Классная работа

Тема нашего урока, наверное,………

Стилистические пласты лексики Какое из слов, определяющих тему, вам давно знакомо? Какое из слов, определяющих тему, вам не знакомо?

Стилистические пласты лексики

Какое из слов, определяющих тему, вам давно знакомо?

Какое из слов, определяющих тему, вам не знакомо?

 Пласт 1.  Слой чего-л. однородного по составу и отделённого от другого, других.   Пласты перистых облаков.   Пласты дыма, тумана.    2.   Спец.  Горизонтальный слой осадочной горной породы относительно однородного состава.  Угольный пласт.   Пласты меди выходят на поверхность земли.   3.   обычно мн.:  пласты, -ов. Однородная в каком-л. отношении часть чего-л., обладающая сходными характеристиками, свойствами.  Дореволюционный пласт русской истории.   Вскрывать пласты памяти.   проблем.   Стилистические пласты лексики

Пласт

1.  Слой чего-л. однородного по составу и отделённого от другого, других.   Пласты перистых облаков.   Пласты дыма, тумана.   

2.   Спец.  Горизонтальный слой осадочной горной породы относительно однородного состава.  Угольный пласт.   Пласты меди выходят на поверхность земли.  

3.   обычно мн.:  пласты, -ов. Однородная в каком-л. отношении часть чего-л., обладающая сходными характеристиками, свойствами.  Дореволюционный пласт русской истории.   Вскрывать пласты памяти.   проблем.  

Стилистические пласты лексики

Восстановите схему СТИЛИ РЕЧИ книжные разговорный официально- деловой научный художественный публицистический

Восстановите схему

СТИЛИ РЕЧИ

книжные

разговорный

официально-

деловой

научный

художественный

публицистический

Характеристика лексики по ОКРАСКЕ СЛОВ стилистически  окрашенные слова нейтральные слова  Литературные разговорные книжные

Характеристика лексики по ОКРАСКЕ СЛОВ

стилистически

окрашенные

слова

нейтральные

слова

Литературные

разговорные

книжные

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика Что такое стилистические пласты лексики? Неоднородность лексики русского языка с точки зрения стилистического употребления.

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика

Что такое стилистические пласты лексики?

Неоднородность лексики русского языка с точки зрения стилистического употребления.

ЦЕЛИ УРОКА: - определять стилистические пласты лексики - научиться определять особенности разговорной речи - находить в тексте стилистически нейтральную и окрашенную лексику - Уметь доказывать свою точку зрения

ЦЕЛИ УРОКА:

- определять стилистические пласты лексики

- научиться определять особенности разговорной речи

- находить в тексте стилистически нейтральную и окрашенную лексику

- Уметь доказывать свою точку зрения

Восстановите схему Характеристика лексики по стилистической окраске 2 1 3 лицо глаза  голый будущий бродить спать очи  лик  грядущий  блуждать внимать молодчина работяга раздевалка плутать помирать

Восстановите схему

Характеристика лексики по стилистической окраске

2

1

3

лицо

глаза

голый

будущий

бродить

спать

очи

лик

грядущий

блуждать

внимать

молодчина работяга раздевалка плутать помирать

Восстановите схему Характеристика лексики по стилистической окраске книжные нейтральные разговорные лицо глаза  голый будущий бродить спать очи  лик  грядущий  блуждать внимать молодчина работяга раздевалка плутать помирать

Восстановите схему

Характеристика лексики по стилистической окраске

книжные

нейтральные

разговорные

лицо

глаза

голый

будущий

бродить

спать

очи

лик

грядущий

блуждать

внимать

молодчина работяга раздевалка плутать помирать

Разговорная лексика Разговорная лексика –слова, представленные преимущественно в разговорной речи, ориентированные на неформальное, непринужденное общение. Используются в бытовом общении (дома, на работе с друзьями, в неофициальной обстановке).

Разговорная лексика

Разговорная лексика –слова, представленные преимущественно в разговорной речи, ориентированные на неформальное, непринужденное общение. Используются в бытовом общении (дома, на работе с друзьями, в неофициальной обстановке).

 Посмотрите отрывок из детского журнала «Ералаш». Обратите внимание на речь мальчиков. Выпишите в тетрадь в столбик стилистически окрашенные слова

Посмотрите отрывок из детского журнала «Ералаш». Обратите внимание на речь мальчиков. Выпишите в тетрадь в столбик стилистически окрашенные слова

Какие стилистически окрашенные слова произносит Лопухов? Под дых Морда Кумпол Чайник ударить в солнечное сплетение лицо макушка головы голова Нелитературная Просторечная Экспрессивная лексика Как мальчик произносит эти слова? Эмоционально Как реагирует писатель на речь мальчика? Понравилась вам речь Лопухова? Почему?

Какие стилистически окрашенные слова произносит Лопухов?

Под дых

Морда

Кумпол

Чайник

ударить в солнечное сплетение

лицо

макушка головы

голова

Нелитературная

Просторечная

Экспрессивная лексика

Как мальчик произносит эти слова?

Эмоционально

Как реагирует писатель на речь мальчика?

Понравилась вам речь Лопухова? Почему?

Характеристика лексики по ОКРАСКЕ СЛОВ Нейтральные Стилистически окрашенные слова  слова Нелитературные Литературные Композиция Сюжет Кульминация Просторечные разговорные Морда Кумпол Рыло Пятак Термины Глазоньки Глазищи Зубрёжка Стиляга Сниженная лексика книжные Экспрессивная лексика

Характеристика лексики по ОКРАСКЕ СЛОВ

Нейтральные

Стилистически окрашенные

слова

слова

Нелитературные

Литературные

Композиция

Сюжет

Кульминация

Просторечные

разговорные

Морда

Кумпол

Рыло

Пятак

Термины

Глазоньки

Глазищи

Зубрёжка

Стиляга

Сниженная лексика

книжные

Экспрессивная лексика

Посмотрите отрывок из фильма «Реальный папа». Почему один герой не понимает другого?

Посмотрите отрывок из фильма «Реальный папа». Почему один герой не понимает другого?

Характеристика лексики по ОКРАСКЕ СЛОВ Нейтральные Стилистически окрашенные слова  слова Нелитературные Литературные Просторечные разговорные книжные Жаргонизмы Морда Кумпол Рыло Пятак Глазоньки Глазищи Зубрёжка Стиляга ксива Экспрессивная сниженная лексика

Характеристика лексики по ОКРАСКЕ СЛОВ

Нейтральные

Стилистически окрашенные

слова

слова

Нелитературные

Литературные

Просторечные

разговорные

книжные

Жаргонизмы

Морда

Кумпол

Рыло

Пятак

Глазоньки

Глазищи

Зубрёжка

Стиляга

ксива

Экспрессивная сниженная лексика

Нужно ли употреблять в нашей речи нелитературную лексику? Почему? Нарушает нормы литературного языка Засоряет речь, делает её невыразительной, непонятной. Человек, употребляющий нелитературную лексику, является некультурным  А где она может быть уместна? В художественных текстах Но при введении такой лексики в литературный текст следует учитывать сообразность, степень необходимости, так как в настоящем литературном произведении все средства подчинены наиболее эффективному выполнению поставленной автором задачи.

Нужно ли употреблять в нашей речи нелитературную лексику? Почему?

Нарушает нормы литературного языка

Засоряет речь, делает её невыразительной, непонятной.

Человек, употребляющий нелитературную лексику, является некультурным

А где она может быть уместна?

В художественных текстах

Но при введении такой лексики в литературный текст следует учитывать сообразность, степень необходимости, так как в настоящем литературном произведении все средства подчинены наиболее эффективному выполнению поставленной автором задачи.

Рефлексия Узнал что-то новое                                                 Научился(чему?)    Расстроился                             Я                   Получил радость   Удивился                                                            Ничего не понял

Рефлексия

Узнал что-то новое                                                 Научился(чему?)

Расстроился                             Я                   Получил радость

Удивился                                                            Ничего не понял

Домашнее задание Упражнение + теория

Домашнее задание

Упражнение

+

теория

 Спасибо за работу!

Спасибо

за

работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!