СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Солнце светит всем одинаково"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность педагогических работников по выявлению отклонений и резервных возможностей развития обучающихся обеспечит возможность выбора оптимальной учебной  программы   

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Солнце светит всем одинаково"»

  Деятельность педагогических работников по выявлению отклонений и резервных возможностей развития обучающихся Алексеева О.А., педагог-психолог МБОУ Войковская школа Первомайский район Республика Крым

 

Деятельность педагогических работников

по выявлению отклонений и резервных

возможностей развития обучающихся

Алексеева О.А.,

педагог-психолог

МБОУ Войковская школа

Первомайский район

Республика Крым

Диагностика отклонений в развитии ребёнка Диагностика должка носить комплексный, многоплановый , системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структура имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: - врача, - психолога, - дефектолога, -логопеда.

Диагностика отклонений в развитии ребёнка

Диагностика должка носить комплексный, многоплановый , системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным.

Структура имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля:

- врача,

- психолога,

- дефектолога,

-логопеда.

Классификация отклонений в развитии и поведении детей и подростков (по Б.П. Пузановой и В.А. Лапшиной)  дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и  зрения);  дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);  дети с нарушениями речи;  дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;  дети с комплексными (комбинированными) дефектами  развития; дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

Классификация отклонений в развитии и поведении детей и подростков

(по Б.П. Пузановой и В.А. Лапшиной)

  • дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
  • дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);
  • дети с нарушениями речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
  • дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.
ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В ОБУЧЕНИИ (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева, 1992) оценка уровня умственного развития: качественный психолого-педагогический анализ, адаптированные традиционные психометрические тесты; метод « педагогической оценки » ; оценка коммуникативного поведения, развитие речи у детей с различными отклонениями

ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В ОБУЧЕНИИ

(А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева, 1992)

  • оценка уровня умственного развития: качественный психолого-педагогический анализ, адаптированные традиционные психометрические тесты;
  • метод « педагогической оценки » ;
  • оценка коммуникативного поведения, развитие речи у детей с различными отклонениями
На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем - определяется зона ближайшего развития.

На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем - определяется зона ближайшего развития.

Диагностика помогает:

Диагностика помогает:

Основные задачи психолого-педагогической диагностики

Основные задачи психолого-педагогической диагностики

Принципы психолого-педагогической диагностики отклонения развития у детей

Принципы психолого-педагогической диагностики отклонения развития у детей

Этапы психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей

Этапы психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей

Эффективность работы зависит  семье и ОУЗ

Эффективность работы зависит

семье и ОУЗ

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ  несформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности;  недостаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания;  отсутствие речевой саморегуляции;  несформированность представлений об окружающем мире. Важное значение также имеют: оценка готовности руки к письму, то есть возможности правильного захвата карандаша или ручки и движения руки слева направо под контролем зрения; развитие функции активного внимания и памяти.

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ

  • несформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности;
  • недостаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания;
  • отсутствие речевой саморегуляции;
  • несформированность представлений об окружающем мире.

Важное значение также имеют:

  • оценка готовности руки к письму, то есть возможности правильного захвата карандаша или ручки и движения руки слева направо под контролем зрения;
  • развитие функции активного внимания и памяти.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ    развитие у детей наблюдательности, навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения. научить видеть предметы, действия во всем их многообразии, во взаимосвязи друг с другом  научиться выделять основные признаки предметов и явлений окружающей действительности, сравнивать предметы, обобщать их в группы логично рассказывать о результатах своей деятельности, а также передавать основной смысл прослушанного рассказа  развитие внимания, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности  формирование дифференцированного восприятия различных языковых средств, на накопление активного и пассивного словаря, коррекцию имеющихся речевых нарушений  специальная логопедическая работа по выработке у ребенка четкой артикуляции всех звуков речи.  обучение составлению рассказов по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовят» руку к письму  научить ориентироваться в звуковой речи, то есть развивать у них звуковой анализ слов.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • развитие у детей наблюдательности, навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
  • научить видеть предметы, действия во всем их многообразии, во взаимосвязи друг с другом
  • научиться выделять основные признаки предметов и явлений окружающей действительности, сравнивать предметы, обобщать их в группы
  • логично рассказывать о результатах своей деятельности, а также передавать основной смысл прослушанного рассказа
  • развитие внимания, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности
  • формирование дифференцированного восприятия различных языковых средств, на накопление активного и пассивного словаря, коррекцию имеющихся речевых нарушений
  • специальная логопедическая работа по выработке у ребенка четкой артикуляции всех звуков речи.
  • обучение составлению рассказов по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовят» руку к письму
  • научить ориентироваться в звуковой речи, то есть развивать у них звуковой анализ слов.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в лова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.   Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений.

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в лова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

 

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений.

На уроках рекомендуется, по итогам диагностики:  обеспечить разнообразную речевую практику учащихся - для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации   разнообразные упражнения, большая часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом и хлопками и т.д.), то есть в некоторой степени мы формируем операции письма без тетради и ручки.

На уроках рекомендуется, по итогам диагностики:

  • обеспечить разнообразную речевую практику учащихся - для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации

  • разнообразные упражнения, большая часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом и хлопками и т.д.), то есть в некоторой степени мы формируем операции письма без тетради и ручки.
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ    навыком пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве; тренировка в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т.п.), а также графических знаков; вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Следовательно, в ход урока необходимо включать задания и упражнения, решающие конкретные задачи по формированию пространственных и временных представлений.   

РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • навыком пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве;
  • тренировка в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т.п.), а также графических знаков;
  • вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.

Следовательно, в ход урока необходимо включать задания и упражнения, решающие конкретные задачи по формированию пространственных и временных представлений.

 

Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут Актуальные сферы развития и проблемы Цели и задачи развития ребенка на год Познавательная (чему научится) Результаты освоения Эмоционально-волевая Прогресс Коммуникативно-речевая (отсутствует, в стадии формирования, сформирован)

Индивидуальный образовательный маршрут

Актуальные сферы развития и проблемы

Цели и задачи развития ребенка на год

Познавательная

(чему научится)

Результаты освоения

Эмоционально-волевая

Прогресс

Коммуникативно-речевая

(отсутствует, в стадии формирования, сформирован)

Критерии оценивания результатов освоения  Не выполняет задание  Выполняет задание со значительной помощью  Выполняет задание с частичной помощью  Выполняет задание по последовательной инструкции  Выполняет задание по подражанию  Выполняет задание по образцу  Выполняет задание самостоятельно, но с ошибками  Выполняет задание самостоятельно, без ошибок

Критерии оценивания результатов освоения

  • Не выполняет задание
  • Выполняет задание со значительной помощью
  • Выполняет задание с частичной помощью
  • Выполняет задание по последовательной инструкции
  • Выполняет задание по подражанию
  • Выполняет задание по образцу
  • Выполняет задание самостоятельно, но с ошибками
  • Выполняет задание самостоятельно, без ошибок
При разработке специальной методики воспитания и обучения следует опираться на общие и специфические закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии. Не менее важно соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению:  создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;  осуществлять коммуникативную направленность обучения;  строго индивидуализировать обучение;  всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности.

При разработке специальной методики воспитания и обучения следует опираться на общие и специфические закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии.

Не менее важно соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению:

  • создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
  • осуществлять коммуникативную направленность обучения;
  • строго индивидуализировать обучение;
  • всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности.

Они говорят, что я не могу бегать, но я могу смотреть. Они говорят, что я не умею разговаривать, но я могу слушать. Они говорят, что я не могу строить, но я могу задействовать воображение. Они говорят, что я не могу читать, но я могу слушать рассказы. Они говорят, что я не могу многого, но я могу подняться в горы… Если ты поможешь мне.  Тара Никольсон

Они говорят, что я не могу бегать,

но я могу смотреть.

Они говорят, что я не умею разговаривать,

но я могу слушать.

Они говорят, что я не могу строить,

но я могу задействовать воображение.

Они говорят, что я не могу читать,

но я могу слушать рассказы.

Они говорят, что я не могу многого,

но я могу подняться в горы…

Если ты поможешь мне.

Тара Никольсон

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!