Деятельность педагогических работников
по выявлению отклонений и резервных
возможностей развития обучающихся
Алексеева О.А.,
педагог-психолог
МБОУ Войковская школа
Первомайский район
Республика Крым
Диагностика отклонений в развитии ребёнка
Диагностика должка носить комплексный, многоплановый , системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным.
Структура имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля:
- врача,
- психолога,
- дефектолога,
-логопеда.
Классификация отклонений в развитии и поведении детей и подростков
(по Б.П. Пузановой и В.А. Лапшиной)
- дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
- дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);
- дети с нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
- дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.
ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В ОБУЧЕНИИ
(А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева, 1992)
- оценка уровня умственного развития: качественный психолого-педагогический анализ, адаптированные традиционные психометрические тесты;
- метод « педагогической оценки » ;
- оценка коммуникативного поведения, развитие речи у детей с различными отклонениями
На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем - определяется зона ближайшего развития.
Диагностика помогает:
Основные задачи психолого-педагогической диагностики
Принципы психолого-педагогической диагностики отклонения развития у детей
Этапы психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей
Эффективность работы зависит
семье и ОУЗ
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ
- несформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности;
- недостаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания;
- отсутствие речевой саморегуляции;
- несформированность представлений об окружающем мире.
Важное значение также имеют:
- оценка готовности руки к письму, то есть возможности правильного захвата карандаша или ручки и движения руки слева направо под контролем зрения;
- развитие функции активного внимания и памяти.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- развитие у детей наблюдательности, навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
- научить видеть предметы, действия во всем их многообразии, во взаимосвязи друг с другом
- научиться выделять основные признаки предметов и явлений окружающей действительности, сравнивать предметы, обобщать их в группы
- логично рассказывать о результатах своей деятельности, а также передавать основной смысл прослушанного рассказа
- развитие внимания, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности
- формирование дифференцированного восприятия различных языковых средств, на накопление активного и пассивного словаря, коррекцию имеющихся речевых нарушений
- специальная логопедическая работа по выработке у ребенка четкой артикуляции всех звуков речи.
- обучение составлению рассказов по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовят» руку к письму
- научить ориентироваться в звуковой речи, то есть развивать у них звуковой анализ слов.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в лова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений.
На уроках рекомендуется, по итогам диагностики:
- обеспечить разнообразную речевую практику учащихся - для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации
- разнообразные упражнения, большая часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом и хлопками и т.д.), то есть в некоторой степени мы формируем операции письма без тетради и ручки.
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- навыком пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве;
- тренировка в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т.п.), а также графических знаков;
- вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.
Следовательно, в ход урока необходимо включать задания и упражнения, решающие конкретные задачи по формированию пространственных и временных представлений.
Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут
Актуальные сферы развития и проблемы
Цели и задачи развития ребенка на год
Познавательная
(чему научится)
Результаты освоения
Эмоционально-волевая
Прогресс
Коммуникативно-речевая
(отсутствует, в стадии формирования, сформирован)
Критерии оценивания результатов освоения
- Не выполняет задание
- Выполняет задание со значительной помощью
- Выполняет задание с частичной помощью
- Выполняет задание по последовательной инструкции
- Выполняет задание по подражанию
- Выполняет задание по образцу
- Выполняет задание самостоятельно, но с ошибками
- Выполняет задание самостоятельно, без ошибок
При разработке специальной методики воспитания и обучения следует опираться на общие и специфические закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии.
Не менее важно соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению:
- создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
- осуществлять коммуникативную направленность обучения;
- строго индивидуализировать обучение;
- всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности.
Они говорят, что я не могу бегать,
но я могу смотреть.
Они говорят, что я не умею разговаривать,
но я могу слушать.
Они говорят, что я не могу строить,
но я могу задействовать воображение.
Они говорят, что я не могу читать,
но я могу слушать рассказы.
Они говорят, что я не могу многого,
но я могу подняться в горы…
Если ты поможешь мне.
Тара Никольсон
Спасибо за внимание!