СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Содержание и оценка функциональной грамотности»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процессы реформирования школьного образования в России, как и во всем мире,         повлекли  за      собой        значительные    изменения          во взгляде на результативность школьного образования. К образованию, в том числе школьному, как никогда ранее, стали предъявляться требования практического характера, включающие развитие способности выпускников школы к решению социально и личностно значимых проблем.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Содержание и оценка функциональной грамотности»»

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  В.И. Кнутас

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В.И. Кнутас

ГРАМОТНОСТЬ – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике находить и отбирать необходимую информацию работать в группе, команде считать без калькулятора оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему действовать в нестандартных жизненных ситуациях

ГРАМОТНОСТЬ – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике

  • находить и отбирать необходимую информацию
  • работать в группе, команде
  • считать без калькулятора
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему
  • действовать в нестандартных жизненных ситуациях
 ВИДЫ ГРАМОТНОСТИ Информационная Коммуникативная Общая грамотность Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Деятельностная грамотность Владение иностранными языками Грамотность при решении бытовых проблем Функциональная грамотность

ВИДЫ ГРАМОТНОСТИ

  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Общая грамотность
  • Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях
  • Деятельностная грамотность
  • Владение иностранными языками
  • Грамотность при решении бытовых проблем
  • Функциональная грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ  – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - способность заниматься саморазвитием и самообразованием ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФГОС - способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ  – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - способность заниматься саморазвитием и самообразованием

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФГОС - способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности

П О Ч ЕМ У  П О НЯ Т ИЕ Ф УНКЦИОН А ЛЬН О Й Г Р А М О Т Н О С Т И  СТАЛО  АКТ УА ЛЬНЫМ Д Л Я СОВР Е МЕН Н О Й  ШКОЛЫ? Обра з овате льн ы е  р ез у л ьта т ы  явля ю тся ключевым  индикаторо м к а чест в а  о б р а з ов а ния,  так к а к  имен н о  через п ризму  обра з овате ль ных р ез у л ьта т ов рассма т рив ается э ф фек т ивность о бразова т е л ьной п оли т ики стр а ны  и опреде л я е тся нео б хо ди м ость  р е ф орм в сис т еме о бразов а ния и  и х тем п о в

П О Ч ЕМ У П О НЯ Т ИЕ Ф УНКЦИОН А ЛЬН О Й Г Р А М О Т Н О С Т И СТАЛО АКТ УА ЛЬНЫМ Д Л Я СОВР Е МЕН Н О Й ШКОЛЫ?

Обра з овате льн ы е р ез у л ьта т ы явля ю тся ключевым индикаторо м к а чест в а о б р а з ов а ния, так к а к имен н о через п ризму обра з овате ль ных р ез у л ьта т ов рассма т рив ается э ф фек т ивность о бразова т е л ьной п оли т ики стр а ны и опреде л я е тся нео б хо ди м ость р е ф орм в сис т еме о бразов а ния и и х тем п о в

П О Ч ЕМ У У ПОР С Д Е ЛА Н Н А  Ф ОР М ИР О В АНИЕ Ф УНКЦИОН АЛЬ Н О Й ГР А МОТН О С ТИ? Се г одня  о б щ ест в о  и  эко н о мика  дел а ю т зап р ос н а специа л ис т ов, к о т о рые  х о т ят и м о г у т осваивать н о в ые  з н а н и я, прим е нять и х к  н о вым о бст о я т е л ьст в ам и р еша т ь в о зни ка ю щ и е  про б л е м ы , т о  е с т ь с у ществ у ет запр о с  на ф у нк ц и онально г р а м о тн ы х  специа л ис т ов

П О Ч ЕМ У У ПОР С Д Е ЛА Н Н А Ф ОР М ИР О В АНИЕ Ф УНКЦИОН АЛЬ Н О Й ГР А МОТН О С ТИ?

Се г одня о б щ ест в о и эко н о мика дел а ю т зап р ос н а специа л ис т ов, к о т о рые х о т ят и м о г у т осваивать н о в ые з н а н и я, прим е нять и х к н о вым о бст о я т е л ьст в ам и р еша т ь в о зни ка ю щ и е про б л е м ы , т о е с т ь с у ществ у ет запр о с на ф у нк ц и онально г р а м о тн ы х специа л ис т ов

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  1-й этап (к. 1960-х – н. 1970-х гг.) функциональная грамотность рассматривается как дополнение к традиционной грамотности 2-й этап (1970-е – 1980-е гг.) обособление функциональной грамотности от традиционной грамотности 3-й этап (1980-е – к.1990-х гг.) установление связи функциональной грамотности с повышающимся уровнем общего образования, изменениями в сфере труда 4-й этап (начало ХХI века) осознание функциональной грамотности как средства успешной деятельности в меняющемся мире

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

1-й этап (к. 1960-х – н. 1970-х гг.) функциональная грамотность рассматривается как дополнение к традиционной грамотности

2-й этап (1970-е – 1980-е гг.) обособление функциональной грамотности от традиционной грамотности

3-й этап (1980-е – к.1990-х гг.) установление связи функциональной грамотности с повышающимся уровнем общего образования, изменениями в сфере труда

4-й этап (начало ХХI века) осознание функциональной грамотности как средства успешной деятельности в меняющемся мире

Н А П Р АВ Л ЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕРВ О Е –  ежедне в ная  р а бота у чителя в  рамк а х у чебн о го  п роцесса В Т О РОЕ - доп о л ни т ельн о е и  пре д пр о фе с си о н ал ьное  обра з о в ание для шк о льник о в

Н А П Р АВ Л ЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ПЕРВ О Е – ежедне в ная р а бота у чителя в рамк а х у чебн о го п роцесса

В Т О РОЕ - доп о л ни т ельн о е и пре д пр о фе с си о н ал ьное обра з о в ание для шк о льник о в

Универсальные способы деятельности РАЗВИВАЮТ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ Метапредметные способы деятельности Предметные способы деятельности

Универсальные

способы деятельности

РАЗВИВАЮТ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Метапредметные

способы деятельности

Предметные

способы деятельности

СОСТАВЛЯЮЩИЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ   математическая  читательская    естественнонаучная    финансовая     глобальные компетенции  креативное мышление

СОСТАВЛЯЮЩИЕ 

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 

математическая  читательская 

естественнонаучная    финансовая  

глобальные компетенции  креативное мышление

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТ Ь способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни  коммуникативная грамотность  информационная грамотность  деятельностная грамотность  

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТ Ь

способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

коммуникативная грамотность

информационная грамотность

деятельностная грамотность  

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТ Ь способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах  применять математические рассуждения  использовать математические понятия и инструменты

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТ Ь

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах

применять математические рассуждения

использовать математические понятия и инструменты

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОС ТЬ способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями  научно объяснять явления  понимать особенности естественно-научного исследования  интерпретировать данные и использовать научные доказательства

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОС ТЬ

способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

научно объяснять явления

понимать особенности естественно-научного исследования

интерпретировать данные и использовать научные доказательства

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни   СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ деньги и сделки планирование и управление финансами риск и вознаграждения  финансовый ландшафт

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни

  СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

  • деньги и сделки
  • планирование и управление финансами
  • риск и вознаграждения
  • финансовый ландшафт
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ    искать информацию в сети Интернет  пользоваться электронной почтой  создавать и распечатывать тексты  работать с электронными таблицами  использовать графические редакторы

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ  

искать информацию в сети Интернет

пользоваться электронной почтой

создавать и распечатывать тексты

работать с электронными таблицами

использовать графические редакторы

ЗНАНИЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ  УМЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТИ ВЗГЛЯДЫ

ЗНАНИЯ

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УМЕНИЯ

ОТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТИ

ВЗГЛЯДЫ

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ   это способность создавать или воплощать в жизнь что-то новое инновационные решения эффективные решения

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

  это способность создавать или воплощать в жизнь что-то новое

  • инновационные решения
  • эффективные решения
КОГДА НУЖНО НАЧИНАТЬ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ? Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности и формировать его необходимо уже в начальной школе

КОГДА НУЖНО НАЧИНАТЬ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ?

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности и формировать его необходимо уже в начальной школе

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина ПРИЕМЫ анализ синтез сравнение обобщение умозаключение отрицание ограничение систематизация

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина

ПРИЕМЫ

анализ

синтез

сравнение

обобщение

умозаключение

отрицание

ограничение

систематизация

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, способную адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения

воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, способную адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ По источнику изложения • Словесные методы – рассказ, беседа и объяснение учебного материала и • Наглядные методы – демонстрации, наблюдение и экскурсии По характеру учебно – • Продуктивный метод; характеру восприятия • Объяснительно – иллюстративный метод – лекция, рассказ, демонстрационные опыты, экскурсия информации • Практические методы обучения – практические и лабораторные работы познавательной Методы организации и осуществления учебной деятельности словесные, наглядные, практические, проблемные, исследовательские По основным • Методы стимулирования и мотивации учащихся – дидактические игры, ситуация успеха деятельности • Метод проблемного изложения компонентам • Частично – поисковый метод деятельности учителя • Методы контроля и самоконтроля – устный и письменный контроль, практические и лабораторные работы • Исследовательский метод

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

По источнику изложения

• Словесные методы – рассказ, беседа и объяснение

учебного материала и

• Наглядные методы – демонстрации, наблюдение и экскурсии

По характеру учебно –

• Продуктивный метод;

характеру восприятия

• Объяснительно – иллюстративный метод – лекция, рассказ, демонстрационные опыты, экскурсия

информации

• Практические методы обучения – практические и лабораторные работы

познавательной

  • Методы организации и осуществления учебной деятельности словесные, наглядные, практические, проблемные, исследовательские

По основным

• Методы стимулирования и мотивации учащихся – дидактические игры, ситуация успеха

деятельности

• Метод проблемного изложения

компонентам

• Частично – поисковый метод

деятельности учителя

• Методы контроля и самоконтроля – устный и письменный контроль, практические и лабораторные работы

• Исследовательский метод

 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ обусловливают стратегию и тактику обучения являются необходимыми средствами в построении системы учебного процесса и ее компонентов являются условиями для нормального процесса образовательной деятельности

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

  • обусловливают стратегию и тактику обучения
  • являются необходимыми средствами в построении системы учебного процесса и ее компонентов
  • являются условиями для нормального процесса образовательной деятельности
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ P I SA  - Ме ж д у народ н ая оц е н к а об р азовате л ьных  д о с т иж е ний СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ текущая формирующая итоговая

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

P I SA - Ме ж д у народ н ая оц е н к а об р азовате л ьных д о с т иж е ний

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

текущая формирующая итоговая

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA ПОЗВОЛЯЮТ ОПРЕДЕЛИТЬ изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов в каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ насколько равные возможности предоставляет школа своим учащимся в получении образования качество образования и эффективность образовательных систем стран-участниц

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA

ПОЗВОЛЯЮТ ОПРЕДЕЛИТЬ

  • изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов
  • в каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ
  • насколько равные возможности предоставляет школа своим учащимся в получении образования
  • качество образования и эффективность образовательных систем стран-участниц
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся апробация учебно-методических материалов введение мониторинга с охватом до 25% образовательных организаций анализ и обсуждение результатов мониторинга постепенное введение мониторинга с максимальным охватом образовательных организаций повышение квалификации педагогических кадров на всех этапах мониторинга

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

апробация учебно-методических материалов

введение мониторинга с охватом до 25% образовательных организаций

анализ и обсуждение результатов мониторинга

постепенное введение мониторинга с максимальным охватом образовательных организаций

повышение квалификации педагогических кадров на всех этапах мониторинга

ШАГИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ скорректируйте рабочие программы определите формы работы разработайте программу курса рассмотрите вопросы индивидуализации обучения проанализируйте реализацию плана развития функциональной грамотности выявите затруднения

ШАГИ ПО УЛУЧШЕНИЮ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

скорректируйте рабочие программы

определите формы работы

разработайте программу курса

рассмотрите вопросы индивидуализации обучения

проанализируйте реализацию плана развития функциональной грамотности

выявите затруднения

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!