СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В.И. Кнутас
ГРАМОТНОСТЬ – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике
- находить и отбирать необходимую информацию
- работать в группе, команде
- считать без калькулятора
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему
- действовать в нестандартных жизненных ситуациях
ВИДЫ ГРАМОТНОСТИ
- Информационная
- Коммуникативная
- Общая грамотность
- Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях
- Деятельностная грамотность
- Владение иностранными языками
- Грамотность при решении бытовых проблем
- Функциональная грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - способность заниматься саморазвитием и самообразованием
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФГОС - способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности
П О Ч ЕМ У П О НЯ Т ИЕ Ф УНКЦИОН А ЛЬН О Й Г Р А М О Т Н О С Т И СТАЛО АКТ УА ЛЬНЫМ Д Л Я СОВР Е МЕН Н О Й ШКОЛЫ?
Обра з овате льн ы е р ез у л ьта т ы явля ю тся ключевым индикаторо м к а чест в а о б р а з ов а ния, так к а к имен н о через п ризму обра з овате ль ных р ез у л ьта т ов рассма т рив ается э ф фек т ивность о бразова т е л ьной п оли т ики стр а ны и опреде л я е тся нео б хо ди м ость р е ф орм в сис т еме о бразов а ния и и х тем п о в
П О Ч ЕМ У У ПОР С Д Е ЛА Н Н А Ф ОР М ИР О В АНИЕ Ф УНКЦИОН АЛЬ Н О Й ГР А МОТН О С ТИ?
Се г одня о б щ ест в о и эко н о мика дел а ю т зап р ос н а специа л ис т ов, к о т о рые х о т ят и м о г у т осваивать н о в ые з н а н и я, прим е нять и х к н о вым о бст о я т е л ьст в ам и р еша т ь в о зни ка ю щ и е про б л е м ы , т о е с т ь с у ществ у ет запр о с на ф у нк ц и онально г р а м о тн ы х специа л ис т ов
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
1-й этап (к. 1960-х – н. 1970-х гг.) функциональная грамотность рассматривается как дополнение к традиционной грамотности
2-й этап (1970-е – 1980-е гг.) обособление функциональной грамотности от традиционной грамотности
3-й этап (1980-е – к.1990-х гг.) установление связи функциональной грамотности с повышающимся уровнем общего образования, изменениями в сфере труда
4-й этап (начало ХХI века) осознание функциональной грамотности как средства успешной деятельности в меняющемся мире
Н А П Р АВ Л ЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ПЕРВ О Е – ежедне в ная р а бота у чителя в рамк а х у чебн о го п роцесса
В Т О РОЕ - доп о л ни т ельн о е и пре д пр о фе с си о н ал ьное обра з о в ание для шк о льник о в
Универсальные
способы деятельности
РАЗВИВАЮТ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ
Метапредметные
способы деятельности
Предметные
способы деятельности
СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
математическая читательская
естественнонаучная финансовая
глобальные компетенции креативное мышление
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТ Ь
способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
коммуникативная грамотность
информационная грамотность
деятельностная грамотность
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТ Ь
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах
применять математические рассуждения
использовать математические понятия и инструменты
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОС ТЬ
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
научно объяснять явления
понимать особенности естественно-научного исследования
интерпретировать данные и использовать научные доказательства
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни
СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- деньги и сделки
- планирование и управление финансами
- риск и вознаграждения
- финансовый ландшафт
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
искать информацию в сети Интернет
пользоваться электронной почтой
создавать и распечатывать тексты
работать с электронными таблицами
использовать графические редакторы
ЗНАНИЯ
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
УМЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТИ
ВЗГЛЯДЫ
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
это способность создавать или воплощать в жизнь что-то новое
- инновационные решения
- эффективные решения
КОГДА НУЖНО НАЧИНАТЬ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ?
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности и формировать его необходимо уже в начальной школе
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина
ПРИЕМЫ
анализ
синтез
сравнение
обобщение
умозаключение
отрицание
ограничение
систематизация
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения
воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, способную адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
По источнику изложения
• Словесные методы – рассказ, беседа и объяснение
учебного материала и
• Наглядные методы – демонстрации, наблюдение и экскурсии
По характеру учебно –
• Продуктивный метод;
характеру восприятия
• Объяснительно – иллюстративный метод – лекция, рассказ, демонстрационные опыты, экскурсия
информации
• Практические методы обучения – практические и лабораторные работы
познавательной
- Методы организации и осуществления учебной деятельности словесные, наглядные, практические, проблемные, исследовательские
По основным
• Методы стимулирования и мотивации учащихся – дидактические игры, ситуация успеха
деятельности
• Метод проблемного изложения
компонентам
• Частично – поисковый метод
деятельности учителя
• Методы контроля и самоконтроля – устный и письменный контроль, практические и лабораторные работы
• Исследовательский метод
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- обусловливают стратегию и тактику обучения
- являются необходимыми средствами в построении системы учебного процесса и ее компонентов
- являются условиями для нормального процесса образовательной деятельности
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
P I SA - Ме ж д у народ н ая оц е н к а об р азовате л ьных д о с т иж е ний
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
текущая формирующая итоговая
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA
ПОЗВОЛЯЮТ ОПРЕДЕЛИТЬ
- изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов
- в каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ
- насколько равные возможности предоставляет школа своим учащимся в получении образования
- качество образования и эффективность образовательных систем стран-участниц
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
апробация учебно-методических материалов
введение мониторинга с охватом до 25% образовательных организаций
анализ и обсуждение результатов мониторинга
постепенное введение мониторинга с максимальным охватом образовательных организаций
повышение квалификации педагогических кадров на всех этапах мониторинга
ШАГИ ПО УЛУЧШЕНИЮ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
скорректируйте рабочие программы
определите формы работы
разработайте программу курса
рассмотрите вопросы индивидуализации обучения
проанализируйте реализацию плана развития функциональной грамотности
выявите затруднения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!