МБДОУ «Детский сад «Родничок»»
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ младшего дошкольного ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Подготовила: воспитатель Грек Светлана Александровна
- Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
- Стандарт направлен на решение ряда задач, одной из которых является «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Актуальность
- В младшем дошкольном возрасте у детей происходит активное познание окружающего мира, развиваются органы чувств, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений.
- От уровня сенсорного развития зависит успешность умственного, физического, эстетического развития детей.
Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») – категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействй. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Виды сенсорных ощущений:
Задачи:
• Формировать представления о цвете, форме, величине
предметов, положения их в пространстве;
• Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
• Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• Упражнять в установлении сходства и различия между
предметами;
• Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• Развивать мелкую моторику рук.
- Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка третьего и четвертого года жизни является игра.
- Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.
В непосредственно-образовательной
В режимных моментах
Продуктивной
Дидактические игры используются:
Познавательно-исследовательской
Свободной деятельности детей
Предметно-развивающая среда
Преимущества дидактических игр, изготовленных своими руками:
- Создание игр, ориентированных на детей младшего дошкольного возраста;
- Создание игр определённой направленности;
- Игры вызывают большой интерес у детей;
Работа с родителями
Дидактическая игра «Волшебные прищепки»
Дидактическая игра «Найди коробочку, одинаковую по звучанию»
Дидактическая игра « Тактильные ёжики »
Дидактическая игра «Ходит ёжик по тропинке…»
Мозаика из фрутокрышек
Бусы из фрутокрышек
Сортер
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Игра с песком
Сенсорная коробочка с природным материалом
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский
Спасибо за внимание!
Литература
1. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011