«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством мини-музеев»
Воспитатель: Ильина Е.Е.
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности ребенка в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная дошкольная педагогика включает 2 формы:
- сотрудничество детского сада с музеями (образовательный туризм);
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
Мини-музеи в ДОУ должны быть организованы с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов.
Главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.
Мини-музей в ДОУ – это своего рода проектная деятельность.
Цели и задачи мини-музея в ДОУ:
- реализация образовательной программы дошкольного образования (в том числе и по речевому развитию дошкольников);
- создание модуля развивающей предметно - пространственной среды;
- воспитание основ музейной культуры;
- организация сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Выставки и коллекции, представленные в мини-музеях, способствуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире.
Задачи по активизации и развитию речевых способностей дошкольников, решаемые использованием мини-музея в ДОУ способствуют:
1. Дети могут описывать представленные предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.
2. Разнообразные экспонаты мини-музеев служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.
3. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, при этом совершенствуя диалогическую речь.
4. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.
5. Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.
Значимость мини-музеев в ДОУ достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и картинки, различные коллекции, но и знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.
Таким образом, мини - музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.
Спасибо за внимание!