Просмотр содержимого документа
«Презентация "Работа с текстом на уроках в начальной школе"»
Работа с текстом на уроках в начальной школе
Выполнила:
Щетникова Н.Н.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 48
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Работа с текстом направлена на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях
Виды работ над учебным текстом:
- Сплошное чтение (первичное, ознакомительное).
- Выборочное чтение (с определенным заданием).
- Восстановление деформированного текста.
- Комментированное чтение (сопровождается пояснением).
- Чтение по ролям (с элементами сценической игры).
- Чтение по предложению, абзацами, с пометками.
- «Жужжащее чтение».
- Кроссворд (игровая форма) погружения в текст.
Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
- практическое отличие текста от набора предложений.
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- озаглавливание текста (подбор заголовков).
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- правильное, сознательное, выразительное чтение;
- владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный);
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста;
- составление характеристики героев и их поступков;
- подбор синонимов и антонимов к словам.
Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Вывод:
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.