Игровые технологии в обучении математике Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга
В отличии от игр вообще
- педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
- Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
- Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом .
Классификация игр
ИГРЫ
Академические
Неакадемические
Имитационные
(ролевые)
Неимитационные
(учебные)
Ребусы
Разыгрывание
ролей
Кроссворды
Деловые игры
Анализ конкретных
ситуаций
Классификация игр:
- Виды педагогических игр :
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,
- познавательные, воспитательные, развивающие,
- репродуктивные, продуктивные, творческие,
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.
- По характеру игровой методики:
- предметные
- сюжетные
- ролевые
- деловые
- имитационные
- игры - драматизации
В структуре любой игры можно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:
- Роли , взятые на себя учащимися,
- Игровые действия как средство реализации этих ролей,
- Игровые средства , замещающие реальные вещи,
- Реальные отношения между играющими,
- Сюжет (содержание) игры.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов
Этап подготовки
Разработка игры
- разработка сценария
- план деловой игры
- общее описание игры
- содержание инструктажа
- подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
Этап проведения
- постановка проблемы, целей
- условия, инструктаж
- регламент, правила
- распределение ролей
- формирование групп
- консультации
Групповая работа над заданием
- работа с источником
- тренинг
- мозговой штурм
- работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия
Этап анализа и обобщения
- выступления групп
- защита результатов
- правила дискуссии
- работа экспертов
- вывод из игры
- анализ, рефлексия
- оценка и самооценка работы
- выводы и обобщение
- рекомендации
Модификации деловых игр:
Значение игровой деятельности
- В формировании знаний и умений:
- Выявляется уровень знаний и умений
- Активизация мыслительной деятельности
- Ощущение практической значимости знаний
- В усвоении опыта творческой деятельности:
- Приобщение к исследовательской деятельности
- Развитие творческих способностей
- Возможность применять воображение, развивать полемические и ораторские способности
- В приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру:
- Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования умений.
- Дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Деловая игра «Требуется президент» д исциплина «Конституционное право»
-обеспечить усвоение студентами сущности, принципов, правил и основных процедур избирательного процесса;
-сформировать умения анализировать и применять на практике государственные документы о выборах;
-способствовать приобретению студентами опыта участия в избирательном процессе;
-развивать творческое самостоятельное мышление, способность аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения;
-способствовать формированию у студентов политической культуры, осмыслению и принятию гражданских ценностей, осознанию своей гражданской позиции;
-побудить студентов к определению своей роли в решении актуальных социально-политических задач, стоящих перед обществом, к осознанию моральной и правовой ответственности за происходящее.
Этап 1-й, подготовительная работа преподавателя
-разработка модели имитируемой деятельности (избирательного процесса);
-определение набора ролей и описание их функций: «кандидаты», «члены избирательной комиссии», «группы поддержки», «избиратели»;
Этап 2-й, организация подготовительной работы со студентами
1) ознакомление студентов с целями игры и решаемыми в ней учебными задачами, с планом организации подготовительной работы;
Деловая игра «Требуется президент» (продолжение)
2) опережающее задание студентам: ознакомиться с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ», с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»;
3) проведение серии занятий, направленных на усвоение необходимых для ДИ знаний;
4) распределение ролей и определение круга обязанностей их исполнителей.
- Проведение деловой игры. Этап 1-й, организация предвыборной компании (проводится во внеурочное время):
«кандидаты» разрабатывают предвыборные программы, формируют свои группы поддержки, готовятся к выступлениям, пользуясь при этом индивидуальными консультациями преподавателей;
«избирательная комиссия» разрабатывает порядок регистрации кандидатов и проведение выборов, подготавливает формы подписного листа для выдвижения кандидатов и бюллетеней;
«пресс-центр» определяет основные направления работы, освещает ход избирательной компании, проводит интервью с «кандидатами», опрос «избирателей» для определения рейтинга «кандидатов»;
«группы поддержки» определяют стратегию и тактику предвыборной борьбы. Выпускают листовки, представляющие личность и программу выдвинутого «кандидата», собирают подписи в его поддержку;
Этап 2-й, выступление «кандидатов» с программами (на занятии). После выступления пресс-центр проводит вторичный опрос «избирателей», определяя рейтинг каждого «кандидата». Результаты демонстрируются в одной из форм наглядной агитации.
Этап 3-й, процедура голосования . Проводится на итоговом занятии во всех студенческих группах. Подсчет голосов и определение победителя – «президента».
Этап 4-й, подведение итогов ДИ. Анализ деятельности всех участников. Обсуждение проблем, которые возникли в ходе игры. Осознание студентами степени достижения целей имитируемой деятельности и решения учебных задач.