Просмотр содержимого документа
«Презентация "Правила постановки двоеточия в русском языке"»
Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ в русском языке
теория
I. В предложении с обобщающим словом при однородных членах ставится двоеточие
1 . Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов:
Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света (К.Г.Паустовский)
I. В предложении с обобщающим словом при однородных членах ставится двоеточие
2 . Если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении, но обобщающее слово отсутствует:
Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки (Л.Н.Толстой).
I. В предложении с обобщающим словом при однородных членах двоеточие может не ставиться
3 . Если перед рядом однородных членов, выраженных именами собственными, стоит общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего:
В это же время были арестованы крупнейшие деятели революционно-демократического лагеря Н.Г. Чернышевский и М.Л. Михайлов (Н.Якушин )
II. В бессоюзном сложном предложении
1. Если вторая часть раскрывает и разъясняет содержание первой (можно вставить а именно )
На железной дороге Прокофию Никитичу дали несложную работу: выходить с флажками к поездам и опускать полосатые шлагбаумы на переезде. (С.Антонов)
II. В бессоюзном сложном предложении
2. Если во второй части указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части (можно вставить потому что, так как )
Палубы не было видно: она вся покрылась волнами. (В.Бианки)
II. В бессоюзном сложном предложении
3. Если вторая часть дополняет содержание первой, при этом первая часть содержит глаголы видеть, смотреть, думать, понимать и т.п. (можно вставить что )
Старик в то утро проснулся рано, несмотря на то что поздно лег, и сразу понял: стоит хорошая погода. (П.Проскурин)
II. В бессоюзном сложном предложении
4. Если вторая часть представляет собой прямой вопрос
Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? (М.Ю. Лермонтов)
III. В предложениях с прямой речью
1. Если слова автора стоят перед прямой речью:
И через несколько минут сын сказал: «Если так, то мат, а если так, то пропадает ваш ферзь». (В.Набоков)