СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Правила постановки двоеточия в русском языке"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены правила русского языка, регулирующие постановку двоеточия. Материал может быть использован для изучения, обобщения, повторения указанной темы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Правила постановки двоеточия в русском языке"»

Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ  в русском языке   теория

Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ в русском языке

теория

I. В предложении с обобщающим словом при однородных членах  ставится двоеточие  1 . Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов:  Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света (К.Г.Паустовский)

I. В предложении с обобщающим словом при однородных членах ставится двоеточие

1 . Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов:

Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света (К.Г.Паустовский)

I. В предложении с обобщающим словом при однородных членах  ставится двоеточие  2 . Если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении, но обобщающее слово отсутствует:  Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки  (Л.Н.Толстой).

I. В предложении с обобщающим словом при однородных членах ставится двоеточие

2 . Если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении, но обобщающее слово отсутствует:

Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки  (Л.Н.Толстой).

I. В предложении с обобщающим словом при однородных членах  двоеточие может не ставиться  3 . Если перед рядом однородных членов, выраженных именами собственными, стоит общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего:  В это же время были арестованы крупнейшие деятели революционно-демократического лагеря Н.Г. Чернышевский и М.Л. Михайлов (Н.Якушин )

I. В предложении с обобщающим словом при однородных членах двоеточие может не ставиться

3 . Если перед рядом однородных членов, выраженных именами собственными, стоит общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего:

В это же время были арестованы крупнейшие деятели революционно-демократического лагеря Н.Г. Чернышевский и М.Л. Михайлов (Н.Якушин )

II. В бессоюзном сложном предложении  1. Если вторая часть раскрывает и разъясняет содержание первой (можно вставить а именно )  На железной дороге Прокофию Никитичу дали несложную работу: выходить с флажками к поездам и опускать полосатые шлагбаумы на переезде. (С.Антонов)

II. В бессоюзном сложном предложении

1. Если вторая часть раскрывает и разъясняет содержание первой (можно вставить а именно )

На железной дороге Прокофию Никитичу дали несложную работу: выходить с флажками к поездам и опускать полосатые шлагбаумы на переезде. (С.Антонов)

II. В бессоюзном сложном предложении  2. Если во второй части указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части (можно вставить потому что, так как )  Палубы не было видно: она вся покрылась волнами. (В.Бианки)

II. В бессоюзном сложном предложении

2. Если во второй части указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части (можно вставить потому что, так как )

Палубы не было видно: она вся покрылась волнами. (В.Бианки)

II. В бессоюзном сложном предложении  3. Если вторая часть дополняет содержание первой, при этом первая часть содержит глаголы видеть, смотреть, думать, понимать и т.п. (можно вставить что )  Старик в то утро проснулся рано, несмотря на то что поздно лег, и сразу понял: стоит хорошая погода. (П.Проскурин)

II. В бессоюзном сложном предложении

3. Если вторая часть дополняет содержание первой, при этом первая часть содержит глаголы видеть, смотреть, думать, понимать и т.п. (можно вставить что )

Старик в то утро проснулся рано, несмотря на то что поздно лег, и сразу понял: стоит хорошая погода. (П.Проскурин)

II. В бессоюзном сложном предложении  4. Если вторая часть представляет собой прямой вопрос  Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? (М.Ю. Лермонтов)

II. В бессоюзном сложном предложении

4. Если вторая часть представляет собой прямой вопрос

Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? (М.Ю. Лермонтов)

III. В предложениях с прямой речью  1. Если слова автора стоят перед прямой речью:  И через несколько минут сын сказал: «Если так, то мат, а если так, то пропадает ваш ферзь». (В.Набоков)

III. В предложениях с прямой речью

1. Если слова автора стоят перед прямой речью:

И через несколько минут сын сказал: «Если так, то мат, а если так, то пропадает ваш ферзь». (В.Набоков)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!