СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Повторение и обобщение по теме "Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет обобщить и повторить весь изученный материал о местоимении, вспомнить разряды местоимений и их правописание.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Повторение и обобщение по теме "Местоимение"»

МЕСТОИМЕНИЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

«МОЯ ОНА»  А.П.Чехов Прочитайте название текста. Попробуйте по названию предположить, о чем (о ком) этот текст.

«МОЯ ОНА» А.П.Чехов

Прочитайте название текста.

Попробуйте по названию предположить, о чем (о ком) этот текст.

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,— связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет...

Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

Её зовут —  Лень .

Личные местоимения

Личные местоимения

Личные местоимения Не прибавляется Н  1) После предлогов: Благодаря Согласно Вопреки Навстречу 2) После имен прилагательных в сравнительной степени

Личные местоимения

Не прибавляется Н

1) После предлогов:

Благодаря

Согласно

Вопреки

Навстречу

2) После имен прилагательных в сравнительной степени

Впишите правильные формы местоимения   НАВСТРЕЧУ … (ЕМУ, НЕМУ) ЗАИСКИВАТЬ ПЕРЕД … (ЕЙ, НЕЙ) СТАРШЕ.. (ЕГО, НЕГО) ВОКРУГ.. (ЕГО, НЕГО) ВОПРЕКИ.. (ЕМУ., НЕМУ) БЛАГОДАРЯ.. (ЕМУ, НЕМУ) БЛАГОДАРИТЬ.. (ЕГО, НЕГО) УМНЕЕ … (ИХ, НИХ) ОДОЛЖИТЬ У .. (НЕГО, ЕГО) СОГЛАСНО.. (ЕМУ, НЕМУ) БЕЖАТЬ ВПЕРЕДИ.. (ЕЕ, НЕЕ) СМЕЯТЬСЯ НАД.. (НИМ, ИМ) ДОБРЕЕ.. (ЕГО, НЕГО)

Впишите правильные формы местоимения

  • НАВСТРЕЧУ … (ЕМУ, НЕМУ)
  • ЗАИСКИВАТЬ ПЕРЕД … (ЕЙ, НЕЙ)
  • СТАРШЕ.. (ЕГО, НЕГО)
  • ВОКРУГ.. (ЕГО, НЕГО)
  • ВОПРЕКИ.. (ЕМУ., НЕМУ)
  • БЛАГОДАРЯ.. (ЕМУ, НЕМУ)
  • БЛАГОДАРИТЬ.. (ЕГО, НЕГО)
  • УМНЕЕ … (ИХ, НИХ)
  • ОДОЛЖИТЬ У .. (НЕГО, ЕГО)
  • СОГЛАСНО.. (ЕМУ, НЕМУ)
  • БЕЖАТЬ ВПЕРЕДИ.. (ЕЕ, НЕЕ)
  • СМЕЯТЬСЯ НАД.. (НИМ, ИМ)
  • ДОБРЕЕ.. (ЕГО, НЕГО)
Прочитайте. Поставьте местоимения в нужном падеже, укажите падеж, определите их синтаксическую роль. Расставьте недостающие знаки препинания   1.В один из таких дней з..хотелось (я) (с,з)делать крылатый к..раблик чтобы летать в тополин..ой метел.., держа (он) на ладони. 2.Он стоял передо (я) и размышлял: спасти (я) или оставить на с..едение здой судьбе. 3. Этот автомат я могу хоть сейчас (ты) о..дать бодро пообещал Павлик. 4. По вечерам на морях и океанах мы совершали уд..вительные подвиги но днем (мы) од..левали (не)взгоды. 5. Мама окончательно раздосадована Где (ты) носит? Все фокуснича..ш..! (По В.Крапивину «Тень каравеллы»)

Прочитайте. Поставьте местоимения в нужном падеже, укажите падеж, определите их синтаксическую роль. Расставьте недостающие знаки препинания

1.В один из таких дней з..хотелось (я) (с,з)делать крылатый к..раблик чтобы летать в тополин..ой метел.., держа (он) на ладони. 2.Он стоял передо (я) и размышлял: спасти (я) или оставить на с..едение здой судьбе. 3. Этот автомат я могу хоть сейчас (ты) о..дать бодро пообещал Павлик. 4. По вечерам на морях и океанах мы совершали уд..вительные подвиги но днем (мы) од..левали (не)взгоды. 5. Мама окончательно раздосадована Где (ты) носит? Все фокуснича..ш..!

(По В.Крапивину «Тень каравеллы»)

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания. Укажите возвратные, личные, вопросительные и относительные местоимения, укажите их синтаксическую роль.    Ближе всего к пл…нете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. Вот он и решил для начала пос…тить их: надо же найти себе занятие, да и поучит..ся чему-нибудь.   На первом астероид… жил король который предл..жил Маленькому принцу остат..ся у него.  Останься! сказал король…Он был очень горд тем, что у него нашелся подданный, и (не) хотел с ним рас…тават…ся. – Останься, я назначу тебя м..нистром юстиции.   Но ведь (с,з)десь некого судить!   Тогда суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты суме..ш.. прав..льно судить себя, значит, ты поист..не мудр.  (По А.де Сент-Экзюпери)

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания. Укажите возвратные, личные, вопросительные и относительные местоимения, укажите их синтаксическую роль.

Ближе всего к пл…нете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. Вот он и решил для начала пос…тить их: надо же найти себе занятие, да и поучит..ся чему-нибудь. 

На первом астероид… жил король который предл..жил Маленькому принцу остат..ся у него.

Останься! сказал король…Он был очень горд тем, что у него нашелся подданный, и (не) хотел с ним рас…тават…ся. – Останься, я назначу тебя м..нистром юстиции. 

Но ведь (с,з)десь некого судить! 

Тогда суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты суме..ш.. прав..льно судить себя, значит, ты поист..не мудр. 

(По А.де Сент-Экзюпери)

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ   Отличайте!!! Местоименные наречия Где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как Наречия – всегда обстоятельства, а местоимения могут быть разными членами предложения

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Отличайте!!!

Местоименные наречия

Где, куда, когда, откуда,

почему, зачем, как

Наречия – всегда обстоятельства, а местоимения могут быть разными членами предложения

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Функция союзных слов: соединяют части сложноподчиненного предложения и выражают смысловые отношения между ними Отличия от союзов: Можно задать вопрос Являются членом предложения

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Функция союзных слов:

соединяют части сложноподчиненного предложения и выражают смысловые отношения между ними

Отличия от союзов:

  • Можно задать вопрос
  • Являются членом предложения
 Определите, какой частью речи является ЧТО.  Местоимения подчеркните как член предложения 1.Напиши, что ты делал во время каникул. Друг написал, что ходил с отцом в горы. 2. Я знаю, что привлекает меня в моем друге. Я считаю, что Сергей – самый великодушный человек. 3. Бабушка жила в доме, что стоял возле леса. Ночью казалось, что верхушки сосен почти касаются неба. 4. В первую минуту мы растерялись и не знали, что нам делать. Брат сказал, что надо развести костер.

Определите, какой частью речи является ЧТО. Местоимения подчеркните как член предложения

1.Напиши, что ты делал во время каникул. Друг написал, что ходил с отцом в горы.

2. Я знаю, что привлекает меня в моем друге. Я считаю, что Сергей – самый великодушный человек.

3. Бабушка жила в доме, что стоял возле леса. Ночью казалось, что верхушки сосен почти касаются неба.

4. В первую минуту мы растерялись и не знали, что нам делать. Брат сказал, что надо развести костер.

Подчеркните грамматические основы. Определите. Каким членом предложения является местоимение КОТОРЫЙ. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. 1.Наша страна отд..лена от всего света огромными горами через которые не переходил не один человек. 2. Все Жевуны которых встр..чала Элли на пути с б..язливым удивлением смотрели на Тотошку. 3. Элли пр..села отдохнуть у голубой изг…роди за которой рас..т..лалось поле спелой пшеницы. 4.Страшила который никогда (не)уставал сидел на пороге и т…рпеливо дожидался утра. 5. Замок Людоеда окружала высокая стена на которую (не)вскарабкалась бы и кошка.6. Небо потемнело от стаи Летучих Обезьян которые н…слись к дворцу Бастиндына своих мощных крыльях (По А.Волкову «Волшебник Изумрудного города)

Подчеркните грамматические основы. Определите. Каким членом предложения является местоимение КОТОРЫЙ. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

1.Наша страна отд..лена от всего света огромными горами через которые не переходил не один человек. 2. Все Жевуны которых встр..чала Элли на пути с б..язливым удивлением смотрели на Тотошку. 3. Элли пр..села отдохнуть у голубой изг…роди за которой рас..т..лалось поле спелой пшеницы. 4.Страшила который никогда (не)уставал сидел на пороге и т…рпеливо дожидался утра. 5. Замок Людоеда окружала высокая стена на которую (не)вскарабкалась бы и кошка.6. Небо потемнело от стаи Летучих Обезьян которые н…слись к дворцу Бастиндына своих мощных крыльях

(По А.Волкову «Волшебник Изумрудного города)

КОЕ О ЧЕМ Где-то кто-то для кого-то  Из чего-то сделал что-то.  Что-то было не пустяк,  Кто-то сделал кое-как… Вдруг увидел где-то кто-то  Что-то вроде бы не то:  Что-то в что-то просочилось,  Что-то набок накренилось… Кое-кто позвал кого-то, Оба влезли в это что-то, Оттолкнулись кое-чем И поплыли кой за чем. Только к счастью в этот раз  Кое-кто кого-то спас.

КОЕ О ЧЕМ

Где-то кто-то для кого-то Из чего-то сделал что-то. Что-то было не пустяк, Кто-то сделал кое-как…

Вдруг увидел где-то кто-то Что-то вроде бы не то: Что-то в что-то просочилось, Что-то набок накренилось…

Кое-кто позвал кого-то,

Оба влезли в это что-то,

Оттолкнулись кое-чем

И поплыли кой за чем.

Только к счастью в этот раз Кое-кто кого-то спас.

Раскройте скобки, обозначьте условия выбора орфограмм Что(то) блеснуло, ра(с,сс)троит(?)ся из-за чего(либо), узнал (кое)что, предл..жить что(нибудь), (н..)что забытое, удивит(?)ся чьему(то) бе(с,сс)трашию, (по)какой(то) (не)извес..ной причине, (кое)(в)чем сомневался, пригласить кого(либо) из учас..ников, подобрал (н..)сколько и(л,лл)юстраций, побывал (кое) у кого, чья (то) заботливая рука, в (н..)котором отдалении

Раскройте скобки, обозначьте условия выбора орфограмм

Что(то) блеснуло, ра(с,сс)троит(?)ся из-за чего(либо), узнал (кое)что, предл..жить что(нибудь), (н..)что забытое, удивит(?)ся чьему(то) бе(с,сс)трашию, (по)какой(то) (не)извес..ной причине, (кое)(в)чем сомневался, пригласить кого(либо) из учас..ников, подобрал (н..)сколько и(л,лл)юстраций, побывал (кое) у кого, чья (то) заботливая рука, в (н..)котором отдалении

Эта загадочная планета Представьте себе, что вы попали на другую планету… Здесь все для вас ново, необычно, незнакомо, странно. Какие местоимения вы употребите, чтобы передать свои впечатления от увиденного, а, может быть, от услышанного? Напишите сочинение «Эта загадочная планета», используя неопределенные местоимения

Эта загадочная планета

Представьте себе, что вы попали на другую планету…

Здесь все для вас ново, необычно, незнакомо, странно. Какие местоимения вы употребите, чтобы передать свои впечатления от увиденного, а, может быть, от услышанного?

Напишите сочинение «Эта загадочная планета», используя неопределенные местоимения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!