СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Местоимения" (кроссворд по разрядам местоимений)

Урок-повторение

Цель:

- обобщение и углубление знаний по теме «Местоимение»;

- повторение разрядов местоимений;

- совершенствование навыков правописания местоимений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Местоимения"»

Урок - повторение

Урок - повторение

Постановка учебной задачи Прочитайте.  Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем. Но никто не поддерживает Сережу. Все Сереже советуют заняться каким – нибудь другим видом спорта.

Постановка учебной задачи

Прочитайте.

Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем. Но никто не поддерживает Сережу. Все Сереже советуют заняться каким – нибудь другим видом спорта.

Ответьте на вопросы: На что вы обратили внимание? Что вам не нравится? Какая часть речи вам поможет исправить текст?

Ответьте на вопросы:

  • На что вы обратили внимание?
  • Что вам не нравится?
  • Какая часть речи вам поможет исправить текст?
Пятнадцатое февраля. Классная работа. Местоимение.

Пятнадцатое февраля.

Классная работа.

Местоимение.

Цели:  обобщение и углубление знаний по теме «Местоимение»;  повторение разрядов местоимений;  совершенствование навыков правописания местоимений.

Цели:

  • обобщение и углубление знаний по теме «Местоимение»;
  • повторение разрядов местоимений;
  • совершенствование навыков правописания местоимений.

  Вместо имени предмета говорим мы слово ЭТО, ТО, ОНИ, ОНО, ОНА – Всем известные слова. Это, без сомнения, слова - МЕСТОИМЕНИЯ.  Н. М.Бетенькова

Вместо имени предмета

говорим мы слово ЭТО,

ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –

Всем известные слова.

Это, без сомнения,

слова - МЕСТОИМЕНИЯ.

Н. М.Бетенькова

Дайте определение местоимения как части речи

Дайте определение местоимения

как части речи

Местоимение –  это часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а только указывает на них.

Местоимение –

это часть речи, которая не называет предмет, признак, количество,

а только указывает на них.

   Что общего у местоимения с существительным, прилагательным, числительным и наречием?

Что общего у местоимения

с существительным, прилагательным,

числительным

и наречием?

  местоимения-существительные на какой вопрос отвечают кто? что? местоимения-прилагательные примеры как изменяются местоимения-числительные какой? чей? я мы никто ничто кто-то местоимения-наречия сколько? который? типичная роль в предложении по числам падежам мой твой наш ваш свой подлежащее дополнение где? куда? откуда? и другие столько нисколько который по родам числам падежам где-нибудь как-то там туда сюда по падежам определение не изменяются дополнение обстоятельство

 

местоимения-существительные

на какой вопрос отвечают

кто? что?

местоимения-прилагательные

примеры

как изменяются

местоимения-числительные

какой? чей?

я мы никто ничто кто-то

местоимения-наречия

сколько? который?

типичная роль в предложении

по числам падежам

мой твой наш ваш свой

подлежащее дополнение

где? куда? откуда? и другие

столько нисколько который

по родам числам падежам

где-нибудь как-то там туда сюда

по падежам

определение

не изменяются

дополнение

обстоятельство

  местоимения-существительные на какой вопрос отвечают примеры местоимения-прилагательные кто? что? местоимения-числительные как изменяются я мы никто ничто кто-то какой? чей? местоимения-наречия типичная роль в предложении по числам падежам мой твой наш ваш свой сколько? который? общее подлежащее дополнение столько нисколько который где? куда? откуда? и другие по родам числам падежам вопрос определение по падежам где-нибудь как-то там туда сюда не изменяются указывают на одно дополнение грамматические категории обстоятельство роль в предложении

 

местоимения-существительные

на какой вопрос отвечают

примеры

местоимения-прилагательные

кто? что?

местоимения-числительные

как изменяются

я мы никто ничто кто-то

какой? чей?

местоимения-наречия

типичная роль в предложении

по числам падежам

мой твой наш ваш свой

сколько? который?

общее

подлежащее дополнение

столько нисколько который

где? куда? откуда? и другие

по родам числам падежам

вопрос

определение

по падежам

где-нибудь как-то там туда сюда

не изменяются

указывают на одно

дополнение

грамматические категории

обстоятельство

роль в предложении

Сколько разрядов местоимений?

Сколько

разрядов местоимений?

  я, мы, ты, вы, он, она, они      себя      Никто, ничей, ничто, нисколько      мой, твой, наш, ваш      МЕСТОИМЕНИЕ      некто, нечто, кто-то, что-то      то, это, этот, тот      кто? что? какой? сколько? чей?      кто, что, какой, сколько, чей      сам, самый, весь, каждый

я, мы, ты, вы,

он, она, они

себя

Никто, ничей,

ничто, нисколько

мой, твой,

наш, ваш

МЕСТОИМЕНИЕ

некто, нечто,

кто-то, что-то

то, это,

этот, тот

кто? что?

какой? сколько?

чей?

кто, что,

какой, сколько,

чей

сам, самый,

весь, каждый

    я, мы, ты, вы, он, она, они ВОЗВРАТНОЕ         ЛИЧНЫЕ      себя      ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ      Никто, ничей, ничто, нисколько      мой, твой, наш, ваш      ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ      МЕСТОИМЕНИЕ      некто, нечто, кто-то, что-то      то, это, этот, тот      НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ      УКАЗАТЕЛЬНЫЕ      ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ      кто? что? какой? сколько? чей?      кто, что, какой, сколько, чей      сам, самый, весь, каждый      ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ      ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

я, мы, ты, вы,

он, она, они

ВОЗВРАТНОЕ

ЛИЧНЫЕ

себя

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

Никто, ничей,

ничто, нисколько

мой, твой,

наш, ваш

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

некто, нечто,

кто-то, что-то

то, это,

этот, тот

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ

кто? что?

какой? сколько?

чей?

кто, что,

какой, сколько,

чей

сам, самый,

весь, каждый

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ  О МЕСТОИМЕНИЯХ  ЕГО, ЕЁ, ИХ?

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О МЕСТОИМЕНИЯХ ЕГО, ЕЁ, ИХ?

ВНИМАНИЕ!ОМОНИМЫ!!! ЕГО, ЕЁ, ИХ ЛИЧНЫЕ (КОГО?) ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ (ЧЬЁ?)

ВНИМАНИЕ!ОМОНИМЫ!!!

ЕГО, ЕЁ, ИХ

ЛИЧНЫЕ (КОГО?)

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ (ЧЬЁ?)

РЕШИТЕ КРОССВОРД 1.Личное, 1 л., мн. ч. 2. Возвратное, род. п. 3. Личное, 1 л., мн. ч., род. п. 4. Указательное, м. р., ед. ч. 5. Вопросительное, род. п. 6. Отрицательное, им. п. 7. Определительное, им. п., м. р. 8. Личное, 1 л., ед. ч., род. п. 9. Притяжательное, мн. ч., ж. р., им. п. 10. Личное, 3 л., мн. ч., тв. п. 11Личное, 2 л., ед. ч., дат. п.

РЕШИТЕ КРОССВОРД

1.Личное, 1 л., мн. ч.

2. Возвратное, род. п.

3. Личное, 1 л., мн. ч., род. п.

4. Указательное, м. р., ед. ч.

5. Вопросительное, род. п.

6. Отрицательное, им. п.

7. Определительное, им. п., м. р.

8. Личное, 1 л., ед. ч., род. п.

9. Притяжательное, мн. ч., ж. р., им. п.

10. Личное, 3 л., мн. ч., тв. п.

11Личное, 2 л., ед. ч., дат. п.

Кроссворд     2 1 3         5       4               7 6                 8 11           9   10              

Кроссворд

 

 

2

1

3

 

 

 

 

5

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

7

6

 

 

 

 

 

 

 

 

8

11

 

 

 

 

 

9

 

10

 

 

 

 

 

 

 

    3 м 2   5 ы       4                   7     6             8     11     9   10                

 

 

3

м

2

 

5

ы

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

6

 

 

 

 

 

 

8

 

 

11

 

 

9

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

    3 м с   5 ы е      4     б        я      7     6             8     11     9   10                

 

 

3

м

с

 

5

ы

е 

 

 

4

 

 

б 

 

 

 

я 

 

 

7

 

 

6

 

 

 

 

 

 

8

 

 

11

 

 

9

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

    н м с   5 ы е  а    4 с    б        я      7     6             8     11     9   10                

 

 

н

м

с

 

5

ы

е 

а 

 

4

с 

 

б 

 

 

 

я 

 

 

7

 

 

6

 

 

 

 

 

 

8

 

 

11

 

 

9

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

    н м с   к ы е  а  о  э с    б      т  я  г  о  7 о    6 т            8     11     9   10                

 

 

н

м

с

 

к

ы

е 

а 

о 

э

с 

 

б 

 

 

т 

я 

г 

о 

7

о 

 

6

т 

 

 

 

 

 

8

 

 

11

 

 

9

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

    н м с   к ы е  а  о  э с    б      т  я  г  о  7 о    н т    и    к    8   т  11 о    9   10                

 

 

н

м

с

 

к

ы

е 

а 

о 

э

с 

 

б 

 

 

т 

я 

г 

о 

7

о 

 

н

т 

 

и 

 

к 

 

8

 

т 

11

о 

 

9

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

    н м с   к ы е  а  о  э с    б      т  я  г  о  с о    н т    и  а  к  м  8   т  11 о    9   10                

 

 

н

м

с

 

к

ы

е 

а 

о 

э

с 

 

б 

 

 

т 

я 

г 

о 

с

о 

 

н

т 

 

и 

а 

к 

м 

8

 

т 

11

о 

 

9

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

    н м с   к ы е  а  о  э с    б      т  я  г  о  с о    н т    и  а  к  м  м е  т  11 о  н  9   10 я               

 

 

н

м

с

 

к

ы

е 

а 

о 

э

с 

 

б 

 

 

т 

я 

г 

о 

с

о 

 

н

т 

 

и 

а 

к 

м 

м

е 

т 

11

о 

н 

9

 

10

я 

 

 

 

 

 

 

 

    н м с   к ы е  а  о  э с    б      т  я  г  о  с о    н т    и  а  к  м  м е  т  11 о  н  н   10 я  а      ш    а   

 

 

н

м

с

 

к

ы

е 

а 

о 

э

с 

 

б 

 

 

т 

я 

г 

о 

с

о 

 

н

т 

 

и 

а 

к 

м 

м

е 

т 

11

о 

н 

н

 

10

я 

а 

 

 

ш 

 

а 

 

    н м с   к ы е  а  о  э с    б      т  я  г  о  с о    н т    и  а  к  м  м е  т  11 о  н  н   и я  а    м  ш    а  и 

 

 

н

м

с

 

к

ы

е 

а 

о 

э

с 

 

б 

 

 

т 

я 

г 

о 

с

о 

 

н

т 

 

и 

а 

к 

м 

м

е 

т 

11

о 

н 

н

 

и

я 

а 

 

м 

ш 

 

а 

и 

    н м с   к ы е  а  о  э с    б      т  я  г  о  с о    н т    и  а  к  м  м е  т  т о  н  н е  и я  а  б  м  ш  е  а  и 

 

 

н

м

с

 

к

ы

е 

а 

о 

э

с 

 

б 

 

 

т 

я 

г 

о 

с

о 

 

н

т 

 

и 

а 

к 

м 

м

е 

т 

т

о 

н 

н

е 

и

я 

а 

б 

м 

ш 

е 

а 

и 

Выполните задания: выпишите местоимения, определите разряд.  1. Мама сама заметила, что со мной что(то) неладное творится. 2.Она так внимательно поглядывала на меня иногда, будто знала, что я о чем(то) хочу поговорить (с)ней. 3.Мама всегда знает, когда мне нужно что(то) сказать ей. 4.Но она никогда не требует, чтоб я говорил, а ждет, чтоб я сам сказал. 5.Она говорит: если что(нибудь) случилось, то гораздо лучше, если я сам признаюсь. (Н.Носов)

Выполните задания: выпишите местоимения, определите разряд.

1. Мама сама заметила, что со мной что(то) неладное творится. 2.Она так внимательно поглядывала на меня иногда, будто знала, что я о чем(то) хочу поговорить (с)ней. 3.Мама всегда знает, когда мне нужно что(то) сказать ей. 4.Но она никогда не требует, чтоб я говорил, а ждет, чтоб я сам сказал. 5.Она говорит: если что(нибудь) случилось, то гораздо лучше, если я сам признаюсь. (Н.Носов)

Взаимопроверка! Сама, сам – определительное; (Со) мной – личное; Что-то – неопределенное; Она – личное; (На) меня – личное; Я – личное; (О) чем(то) – неопределенное; (с) ней, мне, ей –личное; Что – нибудь –неопределенное.

Взаимопроверка!

Сама, сам – определительное;

(Со) мной – личное;

Что-то – неопределенное;

Она – личное;

(На) меня – личное;

Я – личное;

(О) чем(то) – неопределенное;

(с) ней, мне, ей –личное;

Что – нибудь –неопределенное.

Задание для 1 группы: Укажите номера предложений, которые связаны при помощи личного местоимения. Выполните морфологический разбор местоимения (со) мной. Задание для 2 группы: Определите способ словообразования местоимения что-нибудь. Выполните морфологический разбор местоимения (о)чем-то  Задание для 3 группы: Объясните правописание неопределенных местоимений.

Задание для 1 группы:

Укажите номера предложений, которые связаны при помощи личного местоимения. Выполните морфологический разбор местоимения (со) мной.

Задание для 2 группы:

Определите способ словообразования местоимения что-нибудь. Выполните морфологический разбор местоимения (о)чем-то

Задание для 3 группы:

Объясните правописание неопределенных местоимений.

Проверьте! 2, 5 Суффиксальный Неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

Проверьте!

  • 2, 5
  • Суффиксальный
  • Неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.
ПРОВЕРЬТЕ! (Со) мной – местоимение Н.Ф. – я Пост.пр.: личное Непост.пр.: Т.п., ед.ч. Дополнение

ПРОВЕРЬТЕ!

  • (Со) мной – местоимение
  • Н.Ф. – я
  • Пост.пр.: личное
  • Непост.пр.: Т.п., ед.ч.
  • Дополнение
ПРОВЕРЬТЕ! 1. (О) чем-то – местоимение 2.Н.ф. – что-то 3.Пост.пр.: неопределенные 4.Непост.пр.: П.п. 5.Дополнение

ПРОВЕРЬТЕ!

1. (О) чем-то – местоимение

2.Н.ф. – что-то

3.Пост.пр.: неопределенные

4.Непост.пр.: П.п.

5.Дополнение

   Выполните тестовые задания

Выполните тестовые задания

Домашнее задание: Прочитать параграфы 45 – 46 и ответить на вопросы стр.157 Выполнить задание упражнения 238 3. Разработать тест по теме «Местоимение»

Домашнее задание:

  • Прочитать параграфы 45 – 46 и ответить на вопросы стр.157
  • Выполнить задание упражнения 238

3. Разработать тест по теме «Местоимение»

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

СПАСИБО

ЗА УРОК!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!