Просмотр содержимого документа
«Презентация «Показательные уравнения и неравенства»»
«Показательные уравнения и неравенства»
«Показательные уравнения и неравенства»
Цель урока: обобщение знаний о способах решения показательных уравнений и неравенств, подготовка к ЕГЭ.
Показательные уравнения
1.
2.
Показательные неравенства
Решение показательных неравенств часто сводиться к решению неравенств
или
Эти неравенства решаются с помощью свойства возрастания или убывания показательной функции
Задание № 1
Укажите промежуток, на котором лежит корень уравнения 3 x+2 + 3 x+1 + 3 x =39.
Решение:
x = .
Из данных промежутков только промежуток содержит найденный корень.
Ответ:
9
1
13
1
3 ,
1,
1
1
(0 ;2)
1
(1) [-2;0]; (2) [2;4]; (3) (4;9]; (4) (0;2).
Номера правильных ответов:
4
1
Задание № 2
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
Решение:
Сделаем замену переменных. Пусть Уравнение принимает вид
Полученное уравнение имеет корни
Сделаем обратную замену:
Из данных промежутков только промежуток содержит найденный корень.
Ответ:
2
1
у 2
1
-3; 1
1
0
1
1
[0;1)
1
(1) [log 2 6; 3); (2) [0;1); (3) [3;4); (4) [5;5).
Номера правильных ответов:
2
1
Задание № 3
Найдите область определения функции
Решение:
Составим неравенство . Решив его, получим:
.
Подробнее.
0
[-1/3; +∞)
0
1
0
-1/3
(1) (-∞;-1/3]; (2) [1/3; +∞); (3) [- 1/3;+∞); (4) (-∞;-1/3).
Номера правильных ответов:
Ответ:
3
Задание № 4
Найдите область определения функции
Решение:
Составим неравенство . Решив его, получим:
Подробнее.
0
(-∞;7/3]
1
0
1
7/3
0
(1) [7/3;∞); (2) (- ∞;-7/3]; (3) (-∞;7/3]; (4) (-∞;7/3).
Номера правильных ответов:
Ответ:
3
Способы решения показательных уравнений и неравенств
- Уравнивание оснований
- Вынесение общего множителя за скобку
- Введение вспомогательной переменной
(замена переменной)
Работа в группах
- Составить и решить уравнение и неравенство
- Найти ошибку в решении (Бланк №2)
Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
Решение.
1) (9;11) 2) (9;10) 3) (3;5] 4) [0;3]
Укажите множество решений неравенства
Решение.
1) (-1;+∞) 2) (- ∞;-1) 3) (3;+ ∞) 4) (- ∞;3)
Тест
- Выберите уровень задания на Бланке №3 и приступайте к его выполнению.
- Время на выполнения задания 6 минут .
Ответы теста
I уровень: II уровень:
1) 1)
2) 2)
3) 3)
4) 4)
5) 5)
1
2
0
-2,5
-2;2
-2;2
(5;+∞)
[5; +∞)
(-∞;-2]
(-2;2)
Критерии:
I уровень
5 заданий - «4»
4 задания - «3»
3 задания - «2»
II уровень
5 заданий - «5»
4 задания - «4»
3 задания - «3»
2 задания - «2»
С 1. Решите уравнение
Возможная запись решения ученика .
, тогда
или
или
или
, то
т.к.
- Задание с использованием показательных функций, показательных уравнений и неравенств являются весьма популярными заданиями во всех вариантах ЕГЭ.
- Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функций, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям.
Л. Эйлер
- Учебно-методический комплект:
- Математика. Алгебра и математический анализ. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Мордкович А.Г. 11 класс. Учебное пособие.
- Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. Контрольные и самостоятельные работы под редакцией М.Л.Галицкого и др.