СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Вариант 20.30"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Вариант 20.30" может быть использована при подготовке учащихся 8 - 9 классов к экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Вариант 20.30"»

Подготовка к ОГЭ по русскому языку Вариант № 20.30

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Вариант № 20.30

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. № 20.30 2. Синтаксический анализ . Прочитайте текст . (1) Многие живые организмы очень точно определяют время. (2)Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. (3)В определённое время просыпаются птицы, раскрываются цветы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту. (4)С наступлением весны и осени животные вовремя и безошибочно совершают сезонные миграции. (5)Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма и приспособиться к смене сезонов. (6) Неслучайно способность живых организмов ориентироваться во времени, зависящую от наследственных особенностей и от внешних условий, условно называют биологическими часами. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. организмы точно определяют время (предложение 1) они могут узнавать (предложение 2)  пчела летит за взятком (предложение 3) животные не смогли бы отыскать (предложение 5) называют (предложение 6)

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. № 20.30

2. Синтаксический анализ .

Прочитайте текст .

(1) Многие живые организмы очень точно определяют время. (2)Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. (3)В определённое время просыпаются птицы, раскрываются цветы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту. (4)С наступлением весны и осени животные вовремя и безошибочно совершают сезонные миграции. (5)Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма и приспособиться к смене сезонов. (6) Неслучайно способность живых организмов ориентироваться во времени, зависящую от наследственных особенностей и от внешних условий, условно называют биологическими часами.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • организмы точно определяют время (предложение 1)
  • они могут узнавать (предложение 2)
  • пчела летит за взятком (предложение 3)
  • животные не смогли бы отыскать (предложение 5)
  • называют (предложение 6)

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант 20.30 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мохнатые сизые тучи ( 1 ) словно разбитая стая испуганных птиц ( 2 ) низко несутся над морем ( 3 ) пронзительный ( 4 ) резкий ветер 5) дующий с океана ( 6 ) то сбивает их в темную сплошную массу ( 7 ) то ( 8 ) словно разыгравшись ( 9 ) разрывает и мечет ( 10 ) громоздя ( 11 ) в причудливые очертания.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант 20.30

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мохнатые сизые тучи ( 1 ) словно разбитая стая испуганных птиц ( 2 ) низко несутся над морем ( 3 ) пронзительный ( 4 ) резкий ветер 5) дующий с океана ( 6 ) то сбивает их в темную сплошную массу ( 7 ) то ( 8 ) словно разыгравшись ( 9 ) разрывает и мечет ( 10 ) громоздя ( 11 ) в причудливые очертания.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30 4. Синтаксический анализ . Замените словосочетание «слова Пушкина» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30

4. Синтаксический анализ .

Замените словосочетание «слова Пушкина» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30 5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. ВЗМЫЛЕННАЯ лошадь – в суффиксе отымённого прилагательного с приставкой пишется НН ЗАВИСИМЫЙ - в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква И СБЕЖАТЬ - в приставке перед звонким согласным корня пишется С ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - в корне ЛАГ - ЛОЖ в безударном положении буква А пишется, так как за корнем стоит суффикс А ПРИУСАДЕБНЫЙ - приставка обозначает пространственную близость, поэтому в ней пишется буква И

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • ВЗМЫЛЕННАЯ лошадь – в суффиксе отымённого прилагательного с приставкой пишется НН
  • ЗАВИСИМЫЙ - в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква И
  • СБЕЖАТЬ - в приставке перед звонким согласным корня пишется С
  • ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - в корне ЛАГ - ЛОЖ в безударном положении буква А пишется, так как за корнем стоит суффикс А
  • ПРИУСАДЕБНЫЙ - приставка обозначает пространственную близость, поэтому в ней пишется буква И

Исходный текст. Вариант № 20.30

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1) В то лето я жил в маленьком северном городе. (2)Я снял комнату на окраине, в старом двухэтажном доме. (3)Хозяин мой, доктор, был вечно занятой молчаливый человек. (4)Он жил один и лечил детей.

(5)Однажды в доме появился ещё один обитатель. (6)Вот как это произошло.

(7)Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. (8)С обрывком верёвки на шее он сидел, забившись между брёвнами, и дрожал. (9)Доктор и раньше несколько раз видел его. (10)Теперь доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.

(11)Дома доктор вымыл его тёплой водой с мылом и накормил. (12)По привычке пёс вздрагивал и поджимался во время еды. (13)Ел он жадно, спешил и давился. (14)Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами.

(15)Ну, теперь ступай! — сказал доктор, когда пёс наелся, и подтолкнул его с террасы. (16)Пёс упёрся и задрожал. (17)Потом улёгся на террасе и задремал.

(18)Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. (19)Иногда он приоткрывал свои мёртвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. (20)Потом снова клал морду на лапы и закрывал глаза.

Исходный текст. Вариант № 20.30 (21)А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал ему имя. (22)Как его назвать? (23)Или лучше избавиться от него, пока не поздно? (24)На что ему собака! (25)Доктор задумчиво поднял глаза: низко над горизонтом переливалась большая звезда. (26)Арктур... - пробормотал доктор. (27)Пёс шевельнул ушами и открыл глаза. (28)Арктур, иди сюда, Арктур! — уже уверенно, властно и радостно позвал доктор. (29)Пёс встал, подошёл и осторожно уткнулся носом в колени хозяину. (30)Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. (31)Так для слепого пса началась новая жизнь. (32)Собаки бывают разные, как и люди. (33)Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и угрюмые бродяги, есть глупо-восторженные брехуны. (34)Есть унижающиеся, вымаливающие подачки, подползающие к любому, кто свистнет им. (35)Извивающиеся, виляющие хвостом, рабски умильные, они бросаются с паническим визгом прочь, если ударить их или даже просто замахнуться.

Исходный текст. Вариант № 20.30

(21)А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал ему имя.

(22)Как его назвать? (23)Или лучше избавиться от него, пока не поздно? (24)На что ему собака! (25)Доктор задумчиво поднял глаза: низко над горизонтом переливалась большая звезда.

(26)Арктур... - пробормотал доктор.

(27)Пёс шевельнул ушами и открыл глаза.

(28)Арктур, иди сюда, Арктур! — уже уверенно, властно и радостно позвал доктор.

(29)Пёс встал, подошёл и осторожно уткнулся носом в колени хозяину. (30)Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. (31)Так для слепого пса началась новая жизнь.

(32)Собаки бывают разные, как и люди. (33)Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и угрюмые бродяги, есть глупо-восторженные брехуны. (34)Есть унижающиеся, вымаливающие подачки, подползающие к любому, кто свистнет им. (35)Извивающиеся, виляющие хвостом, рабски умильные, они бросаются с паническим визгом прочь, если ударить их или даже просто замахнуться.

Исходный текст. Вариант № 20.30 (36)Много я видел преданных собак, собак покорных, строптивых, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. (37)Арктур не был похож ни на одну собаку в мире. (35)Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. (38)Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни. (39)У хозяина бывало минутами плохое настроение, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. (40)Когда же хозяин начинал толкать его, щекотать, гладить и смеяться прерывистым воркующим смехом, что это было за наслаждение! (41)Тело его обмякало и замирало, только громко и часто колотилось сердце. (42)Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. (43) Но он сдерживался. (44)Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца.  (По Ю. Казакову*) *Юрий Павлович Казаков (1927-1982) — русский советский писатель-прозаик.

Исходный текст. Вариант № 20.30

(36)Много я видел преданных собак, собак покорных, строптивых, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. (37)Арктур не был похож ни на одну собаку в мире. (35)Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. (38)Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

(39)У хозяина бывало минутами плохое настроение, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. (40)Когда же хозяин начинал толкать его, щекотать, гладить и смеяться прерывистым воркующим смехом, что это было за наслаждение! (41)Тело его обмякало и замирало, только громко и часто колотилось сердце. (42)Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. (43) Но он сдерживался. (44)Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца.

(По Ю. Казакову*)

*Юрий Павлович Казаков (1927-1982) — русский советский писатель-прозаик.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30 6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Собака появилась в доме ветеринара, случайно зайдя во двор доктора. Между собакой и хозяином возникла взаимная привязанность. Арктур беззаветно и страстно любил доктора. Пёс был слепым. В собственном доме рассказчика появился новый обитатель – пёс Арктур.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • Собака появилась в доме ветеринара, случайно зайдя во двор доктора.
  • Между собакой и хозяином возникла взаимная привязанность.
  • Арктур беззаветно и страстно любил доктора.
  • Пёс был слепым.
  • В собственном доме рассказчика появился новый обитатель – пёс Арктур.
Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30 7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является однородные члены предложения . У хозяина бывало минутами плохое настроение, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Арктур не был похож ни на одну собаку в мире. Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца. А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал ему имя. Я снял комнату на окраине, в старом двухэтажном доме.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является однородные члены предложения .

  • У хозяина бывало минутами плохое настроение, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви.
  • Арктур не был похож ни на одну собаку в мире.
  • Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца.
  • А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал ему имя.
  • Я снял комнату на окраине, в старом двухэтажном доме.
Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30 8. Лексический анализ. Найдите в тексте контекстные синонимы к слову ОБИТАТЕЛЬ (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.

Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 20.30

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте контекстные синонимы к слову ОБИТАТЕЛЬ (предложение 5).

Напишите один из этих синонимов.

Сочинение 9.2. Вариант № 20.30 9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но он сдерживался. Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца. »  Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста , подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.2. Вариант № 20.30

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но он сдерживался. Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца. »

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста , подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.2. Аргументы  Структура аргумента:  Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

Сочинение 9.2. Аргументы

Структура аргумента:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)
Сочинение 9.3. Вариант № 20.30 9.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему : « Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Можно взять оба аргумента из текста. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.3. Вариант № 20.30

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему : « Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Можно взять оба аргумента из текста.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Работу выполнила  учитель русского языка  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель русского языка ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!