МКОУ «Средняя общеобразовательное школа с. Биджан»
Теоретические основы педагогических технологий
Автор : учитель математики
Парыгина Ирина Анатольевна
с. Биджан, 2018 г.
Термины «технология» и «педагогическая технология»
в разных источниках
Автор
Определение
Толковый словарь русского языка
Технология – совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, искусстве
В.М. Шепель
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния
М. Чошанов
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы
Б.Т. Лихачев
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса
Термины «технология» и «педагогическая технология»
в разных источниках
Автор
Определение
В.П. Беспалько
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса
И.П. Волков
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения
В.М. Монахов
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
ЮНЕСКО
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.
- Педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.
- Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения».
- Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.
Основные признаки педагогической
технологии в работах разных авторов
Автор
Признаки педагогической технологии
Г.Е. Муравьева
целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, высокая эффективность, системность, комфортность для учителя и учащихся, законосообразность, проектируемость, надежность, гарантированность результата
В.В. Юдин
четкость и определенность в фиксации результата, наличие критериев его достижения, пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта
Е.О. Иванова
педагогическая идея; фиксированная последовательность
педагогических действий, операций, коммуникаций выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом; процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения; воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологи; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности
Свойства педагогической технологии
Свойства
Характеристика свойства
Целостность
представляет собой учет и принятие во внимание всех признаков педагогической технологии безе выделения одного или нескольких .
Оптимальность
означает, что педагогическая технология будет оптимальной, если она способствует достижению каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития и если ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени учителя и учащихся, то есть дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенные стандартом образования и уставом школы.
Результативность и применимость
Результат применения технологии – это изменения в развитии, обученности и воспитанности учащегося
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Понятие «педагогическая технология» многоаспектно
По уровню применения
педагогические технологии разделяют на :
- Общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения);
- частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка);
- Локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса)
По организационной форме :
- Классно-урочные;
- Альтернативные;
- Академические;
- Клубные;
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Коллективных способов обучения;
- Дифференцированного обучения.
По типу управления
познавательной деятельностью:
- Традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
- Дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
- Программированное (компьютерное, программное, система «консультант»)
По ориентации на личностные структуры:
- Информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
- Операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
- Технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
- Эвристические (развивают творческие способности учащихся);
- Прикладные (обеспечивают формирование действенно- практической сферы личности)
По характеру содержания и структуры:
- Обучающие;
- Воспитательные;
- Светские;
- Религиозные;
- Общеобразовательные;
- Профессиональные;
- Гуманистические;
- Технократические;
- Моно- и политехнологии;
- Проникающие.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!