СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Развитие орфографической зоркости младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации дано понятие "орфографической зоркости", причины снижения орфографической зоркости и разнообразные виды упражнений для развития орфографической зоркости у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Развитие орфографической зоркости младших школьников"»

Развитие орфографической зоркости младших школьников Презентацию подготовила учитель начальных классов , высшей категории О.Н. Лебедева

Развитие орфографической зоркости младших школьников

Презентацию подготовила учитель начальных классов , высшей категории О.Н. Лебедева

 Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Причины падения орфографической зоркости Снижение читательского интереса. Понижение уровня познавательного интереса учащихся низкая концентрация внимания; ограниченный словарный запас; низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация) особенности памяти -

Причины падения орфографической зоркости

  • Снижение читательского интереса.
  • Понижение уровня познавательного интереса учащихся
  • низкая концентрация внимания;
  • ограниченный словарный запас;
  • низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация)
  • особенности памяти - "медленное запоминание, быстрое забывание." .
Основные задачи формирования орфографической зоркости   Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.   Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму.  Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма.  Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Основные задачи формирования орфографической зоркости

  • Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.
  • Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму.
  • Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма.
  • Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
 Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!      Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!

     Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

 Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.  В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

 Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника.  - ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);  - устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;  - применять правило;  - проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника. - ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью); - устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом; - применять правило; - проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

 Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; познакомить учащихся с признаками наиболее часто встречающихся орфограмм; систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

  • на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
  • познакомить учащихся с признаками наиболее часто встречающихся орфограмм;
  • систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Необходимо формировать умения слышать звучащее слово: выделять отдельные звуки и определять их характер; устанавливать последовательность звуков; ориентироваться в звуках – «соседях»; проводить полный звуковой анализ слов.

Необходимо формировать умения слышать звучащее слово:

  • выделять отдельные звуки и определять их характер;
  • устанавливать последовательность звуков;
  • ориентироваться в звуках – «соседях»;
  • проводить полный звуковой анализ слов.
 Задание «Сильный – слабый».  1.Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?  2.Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.  (Гласные буквы одинаковые.)       3.Произнеси слова. Что можешь сказать про звуки?  (Гласные звуки разные.)  4.Поможем слабому!  В слове кОт гласный под ударением – сильный.  В слове кОтенок гласный безударный – слабый.       5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

Задание «Сильный – слабый». 1.Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый? 2.Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок. (Гласные буквы одинаковые.)      3.Произнеси слова. Что можешь сказать про звуки? (Гласные звуки разные.) 4.Поможем слабому! В слове кОт гласный под ударением – сильный. В слове кОтенок гласный безударный – слабый.      5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

Приемы по выработке орфографической зоркости:    1.Списывание.  Алгоритм списывания: 1. Прочитай слово (предложение).  2. Повтори слово ( предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.  3. Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте).  4. Прочитай слово (предложение) так, как оно написано.  6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.  7. Проверь написанное: а) читай то, что написал по слогам; б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении); в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).

Приемы по выработке орфографической зоркости:

1.Списывание.

Алгоритм списывания:

  • 1. Прочитай слово (предложение). 2. Повтори слово ( предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. 3. Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте). 4. Прочитай слово (предложение) так, как оно написано. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз. 7. Проверь написанное:
  • а) читай то, что написал по слогам;
  • б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении);
  • в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).

2.Письмо с проговариванием.   3.Комментирование. 4.Орфографические минутки .     Алгоритм проведения: прочитать текст; найти в каждом слове «опасные места»; объяснить их написание; прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически; списать.

2.Письмо с проговариванием.  

3.Комментирование.

4.Орфографические минутки .

    Алгоритм проведения:

  • прочитать текст;
  • найти в каждом слове «опасные места»;
  • объяснить их написание;
  • прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически;
  • списать.
5.Скоростное письмо.  Методика проведения:  1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).  2. Самостоятельное чтение хором.  3. Объяснение орфограмм (коллективно).  4. Считают количество предложений в тексте.  5. Чтение по предложениям.  6. Орфографическое чтение.  7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).  8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.  9. Проверка написанного.

5.Скоростное письмо.

Методика проведения:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного.

6.Письмо с пропуском орфограмм. 7.Звуковой анализ слов. 8.Письмо по памяти.  чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию;   орфографическое чтение детьми, орфографический разбор;   упражнение в запоминании; орфографическое чтение слов с орфограммами; запись; проверка.

6.Письмо с пропуском орфограмм.

7.Звуковой анализ слов.

8.Письмо по памяти.

  • чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию;
  •   орфографическое чтение детьми, орфографический разбор;
  •   упражнение в запоминании;
  • орфографическое чтение слов с орфограммами;
  • запись;
  • проверка.

9.Письмо с простукиванием. 10 . Использование словарей. 11. «Запоминалки». Элла, Анна, ванна, класс, ссора, теннис и рассказ, миллион, шоссе, программа, грипп, аллея, телеграмма. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем.  12.  Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

9.Письмо с простукиванием.

10 . Использование словарей.

11. «Запоминалки».

Элла, Анна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

12. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

13. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ  В сочетаниях жи-ши Букву И всегда пиши. В сочетаниях ча-ща Пишем только букву А. В сочетаниях чу-щу Пишем только букву У

13. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  • В сочетаниях жи-ши
  • Букву И всегда пиши.
  • В сочетаниях ча-ща
  • Пишем только букву А.
  • В сочетаниях чу-щу
  • Пишем только букву У
14 Орфограммы в загадках Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи , А зовут их лыжи  Ночь .Но если захочу Щелкну раз и день включу. (выключатель)

14 Орфограммы в загадках

Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи ,

А зовут их лыжи

Ночь .Но если захочу Щелкну раз и день включу. (выключатель)

15 ИГРЫ: 1. «Кто больше напишет слов» например: Верный –  преданный, постоянный,       неизменный, надежный,       проверенный, испытанный; Милосердие – сострадательность,       сердобольность, отзывчивость,    участливость, сердечность,    душевность, доброта, добродушие,   добросердечность.

15 ИГРЫ:

1. «Кто больше напишет слов»

например:

Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.

2 . Игра «Наоборотки».  3. Диктант – игра «Запоминайка» одлодлодл Чуткий –  не чуткий Внимательный – не внимательный. Чуткий –  не чуткий Внимательный – не внимательный. 4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»  об Е жать -  об И жать прим Е рять – прим И рять пол А скать  –  пол О скать  пос Е дел- пос И дел  об Е жать -  об И жать прим Е рять – прим И рять пол А скать  –  пол О скать  пос Е дел- пос И дел

2 . Игра «Наоборотки».

3. Диктант – игра «Запоминайка»

одлодлодл

  • Чуткий – не чуткий Внимательный – не внимательный.
  • Чуткий – не чуткий
  • Внимательный – не внимательный.

4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»

  • об Е жать - об И жать прим Е рять – прим И рять пол А скать – пол О скать пос Е дел- пос И дел
  • об Е жать - об И жать
  • прим Е рять – прим И рять
  • пол А скать – пол О скать
  • пос Е дел- пос И дел
5.Игра « Как назвать одним словом?»  6.Расшифруйте слова.  а)замените одним словом:  2,6,18,7,9,1 ( береза )   12,13,7,15 ( клен )  16,19,10,15, 1 ( осина )   33,19,6,15,30 ( ясень )  б) расшифруйте слова:  18,16,9,1 ( роза )  1,19,20,18 ,1 ( астра )  20,32,13,30,17,1,15 ( тюльпан )  4,13,15,10,16,13,21,1 9 ( гладиолус ) цветы

5.Игра « Как назвать одним словом?»

6.Расшифруйте слова.

а)замените одним словом:

2,6,18,7,9,1 ( береза ) 12,13,7,15 ( клен )

16,19,10,15, 1 ( осина ) 33,19,6,15,30 ( ясень )

б) расшифруйте слова:

18,16,9,1 ( роза )

1,19,20,18 ,1 ( астра )

20,32,13,30,17,1,15 ( тюльпан )

4,13,15,10,16,13,21,1 9 ( гладиолус )

цветы

7. Запишите слова с безударной гласной Я :   Монета в пять копеек ( пятак ),( пять )  Дерево с красными плодами ( гроздьями ), ( рябина ) Школьная отметка ( пятерка ) Детская игра ( пятнашки ), ( пятна )

7. Запишите слова с безударной гласной Я :

Монета в пять копеек ( пятак ),( пять )

Дерево с красными плодами ( гроздьями ), ( рябина )

Школьная отметка ( пятерка )

Детская игра ( пятнашки ), ( пятна )

  16.Работа над ошибками.                       Памятка работы над ошибками. Запиши и подбери проверочное слово. (Проверяемое написание). (З и ма –зимы. Ска з ка – сказочка. Грус т ный – грустит).   Подбери 3 слова на это правило. ( М осква, Благовещенск , Хабаровск , Сочи .    Об ъ езд, с ъ ёмка, в ъ ехал, с ъе ли.) (Молодёж ь , доч ь , реч ь , рож ь .      Лы жи , жи ла, пру жи на, жи знь.)  

16.Работа над ошибками.

                      Памятка работы над ошибками.

  • Запиши и подбери проверочное слово. (Проверяемое написание).

и ма –зимы. Ска з ка – сказочка. Грус т ный – грустит).

 

  • Подбери 3 слова на это правило.

( М осква, Благовещенск , Хабаровск , Сочи .    Об ъ езд, с ъ ёмка, в ъ ехал, с ъе ли.)

(Молодёж ь , доч ь , реч ь , рож ь .      Лы жи , жи ла, пру жи на, жи знь.)

 

 Напиши целую строку ( непроверяемое написание). (С о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака. Р и совали, р и совали, р и совали,  р и совали,  р и совали).    17 .«Какография».
  • Напиши целую строку ( непроверяемое написание).

о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака.

Р и совали, р и совали, р и совали,  р и совали,  р и совали).

17 .«Какография».

 18.  Диктанты  Предупредительный диктант  Объяснительный диктант  Выборочный диктант  Свободный диктант  Самодиктант  Зрительно-слуховые диктанты

18. Диктанты Предупредительный диктант Объяснительный диктант Выборочный диктант Свободный диктант Самодиктант Зрительно-слуховые диктанты

Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости.  Прочитайте три раза слова:  мама                дети         человек       брат  доброта           тётя        мужчина     ребёнок сколько букв в предпоследнем слове? сколько слов, состоящих из двух слогов? назовите третье слово; сколько слов заканчивается на гласный? согласный? сколько слов заканчивается на букву «а»? какие слова женского рода? сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.

Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости.

Прочитайте три раза слова:

мама                дети         человек       брат

доброта           тётя        мужчина     ребёнок

  • сколько букв в предпоследнем слове?
  • сколько слов, состоящих из двух слогов?
  • назовите третье слово;
  • сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
  • сколько слов заканчивается на букву «а»?
  • какие слова женского рода?
  • сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Упражнение: 1.Обведите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная». Выделите все приставки и графически объясните их написание.     Под лестницей на веревке грустно висели и сохли восемь прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. Шесть прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки? (Подражая Г. Остеру) 2. «Кто больше?» Придумайте свою вредную задачу, включив в нее большое количество с орфограммой «Непроизносимая согласная».

Упражнение:

1.Обведите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная». Выделите все приставки и графически объясните их написание.

    Под лестницей на веревке грустно висели и сохли восемь прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. Шесть прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки?

(Подражая Г. Остеру)

2. «Кто больше?» Придумайте свою вредную задачу, включив в нее большое количество с орфограммой «Непроизносимая согласная».

  Упражнения на правописание слов с непроверяемым написанием.     1. В каких словах живет рак?            (ЗавтРАК, РАКета.)     2. В каких словах спрятались ноты?            (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)     3. Назовите слова, в которых спрятались числа?            (Родина(1), сорока(4О) )     4. Все слова хороши, но где-то спрятались

  Упражнения на правописание слов с непроверяемым написанием.

  1. В каких словах живет рак?

           (ЗавтРАК, РАКета.)

    2. В каких словах спрятались ноты?

           (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

    3. Назовите слова, в которых спрятались числа?

           (Родина(1), сорока(4О) )

    4. Все слова хороши, но где-то спрятались "еж" и "уж".

           (дЕЖурный, УЖин.)

    5. Какие слова любит ворона?

           (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

      А лягушка?

           (КВАртира, МосКВА.)

    6. В каких словах ель растет?

КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!