И Л Г Н И В Т С К И А
ЛИНГВИСТИКА
Морфемика
Повторение изученного в
1-5 классах
Домашнее задание
Орфограмма
В корне
В приставке
В окончании
Домашнее задание
В корне
Отрастать
В приставке
Бесцельный
Узнавать
В окончании
Пашет
Сделать
Вязкий
Стелет
Россыпь
1 балл
Строит
1 балл
1 балл
Орфограмма
Терминологический диктант
1 вариант
- Корень
- Суффикс
- Окончание
- Морфемика
4 балла
2 вариант
- Основа слова
- Приставка
- Морфема
- Орфография
4 балла
Распределительный диктант
Чередующиеся гласные
Гласные, проверяемые ударением
Распределительный диктант
Чередующиеся гласные
Гласные, проверяемые ударением
Зам е реть
Р о скошный - р о скошь
Распол а гать
Сож а леть - ж а лость
Выр а стать
Объед и нить - ед и ный
Забл и стать
Насл а ждаться – сл а дкий
Прибл и жается – бл и зко
Уд и вляться – д и во
4 балла
12 баллов
Чтобы не ошибаться в написании корней с проверяемыми безударными гласными, нужно:
- Изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы гласная в корне оказалась в сильной позиции.
соли́ть – со́ль, закрепи́ть – закре́пит, возду́шный – во́здух.
Чтобы не ошибаться в написании корней с чередующимися гласными, нужно:
- Выучить корни, в которых чередуются гласные (-лаг-лож-, -раст-рос-ращ, -бер-бир-, -тер-тир- и т.д.)
- Знать, от чего зависит написание чередующейся гласной в корне (от суффикса за корнем, от последней буквы корня, от ударения и т.д.)
возр аст , нар ащ ивание, но р ос ла.
3 . Знать слова-исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.
Исследование
- -ешь – глагол; 2 л., ед.ч., м.р., наст. вр., 1 спр.
- -ит – глагол; 3 л., ед.ч., м.р., наст. вр., 2 спр.
6 баллов
- -ую - прилагательное; ед. ч., ж.р.,в.п.
- -ет – глагол; 3 л., ед.ч., м.р., наст. вр., 1 спр.
6 баллов
Окончание -
значимая морфема, в которой заключены грамматические признаки слова.
Окончание изменяет форму слова, служит для связи слов в предложениях и словосочетаниях.
Исследование
1. Стекло
(глагол, существительное)
2. Стали
(глагол, существительное)
1. Светило (глагол, существительное)
2. Смела (глагол, краткое прилагательное)
Вывод:
Перед выполнением морфемного разбора нужно обязательно определить часть речи по контексту.
Синтаксическая пятиминутка.
В с..ду пр..шумел дождь и я долго слушал м..лодичный шел..ст капель по крыш...
- Прочитайте предложение. Спишите его, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
- Выполните синтаксический разбор предложения (подчеркните члены предложения – 1 балл, надпишите части речи – 1 балл, напишите характеристику предложения – 1 балл, начертите схему предложения – 1 балл).
Грамматическое задание
глаголы,
словосочетание «прил.+сущ.»,
наречие,
выделите в них ту морфему, которая указывает на их грамматические признаки .
Грамматическое задание
- Прошумел (суф. – л –прош. вр., нулев. оконч. – м.р.),
- Слушал (суф. – л –прош. вр., нулев. оконч. – м.р.),
- мелодичному шелесту – окончание ому – д.п., м.р., ед. ч.,
- долго – суф. о – неизменяемость)
8 баллов
Работа с текстом
Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку… Приставок и суффиксов в слове может быть несколько. В таких словах обычно корни так обрастают приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть. Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит.
Основная мысль: каждая часть слова вносит дополнительное значение, для чего-то служит. Чтобы грамотно употреблять слова, нужно уметь разбираться, из каких частей состоят слова.
2 балла
Грамматическое задание
- Учить – учи-тель,
- Учить – учить-ся,
- Учить – вы-учить.
Домашнее задание:
1. Вспомнить и доказать на примерах, какие значение придают словам следующие морфемы:
1 вариант: суффиксы: -ист-, -чик-, -ец-
2 вариант: суффиксы: -ушк-, -оват-, -еват-
3 вариант: приставки: в-, вы-, от-.
2. Дополнительное задание (по желанию): сочинить сказку о приключениях приставок и суффиксов в царстве морфем.
РЕФЛЕКСИЯ
Оценивание:
- 27 – 35 баллов – отметка «3»;
- 36 – 46 баллов – отметка «4»;
- 47 – 54 балла – отметка «5».
Спасибо за работу!