СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Морфемика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в ходе изучения раздела "Морфемика"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Морфемика"»

И Л Г Н И В Т С К И А   ЛИНГВИСТИКА

И Л Г Н И В Т С К И А  

ЛИНГВИСТИКА

Морфемика Повторение изученного в  1-5 классах

Морфемика

Повторение изученного в

1-5 классах

Домашнее задание Орфограмма В корне В приставке В окончании

Домашнее задание

Орфограмма

В корне

В приставке

В окончании

Домашнее задание В корне Отрастать В приставке Бесцельный Узнавать В окончании Пашет Сделать Вязкий Стелет Россыпь 1 балл Строит 1 балл 1 балл Орфограмма

Домашнее задание

В корне

Отрастать

В приставке

Бесцельный

Узнавать

В окончании

Пашет

Сделать

Вязкий

Стелет

Россыпь

1 балл

Строит

1 балл

1 балл

Орфограмма

Терминологический диктант 1 вариант Корень Суффикс Окончание Морфемика 4 балла 2 вариант Основа слова Приставка Морфема Орфография 4 балла

Терминологический диктант

1 вариант

  • Корень
  • Суффикс
  • Окончание
  • Морфемика

4 балла

2 вариант

  • Основа слова
  • Приставка
  • Морфема
  • Орфография

4 балла

Распределительный диктант Чередующиеся гласные  Гласные, проверяемые ударением

Распределительный диктант

Чередующиеся гласные

Гласные, проверяемые ударением

Распределительный диктант Чередующиеся гласные Гласные, проверяемые ударением Зам е реть Р о скошный - р о скошь Распол а гать Сож а леть - ж а лость Выр а стать Объед и нить - ед и ный Забл и стать Насл а ждаться – сл а дкий Прибл и жается – бл и зко Уд и вляться – д и во 4 балла 12 баллов

Распределительный диктант

Чередующиеся гласные

Гласные, проверяемые ударением

Зам е реть

Р о скошный - р о скошь

Распол а гать

Сож а леть - ж а лость

Выр а стать

Объед и нить - ед и ный

Забл и стать

Насл а ждаться – сл а дкий

Прибл и жается – бл и зко

Уд и вляться – д и во

4 балла

12 баллов

Чтобы не ошибаться в написании корней с проверяемыми безударными гласными, нужно: Изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы гласная в корне оказалась в сильной позиции.    соли́ть – со́ль,   закрепи́ть – закре́пит,     возду́шный – во́здух.  

Чтобы не ошибаться в написании корней с проверяемыми безударными гласными, нужно:

  • Изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы гласная в корне оказалась в сильной позиции.

   соли́ть – со́ль,   закрепи́ть – закре́пит,     возду́шный – во́здух.  

Чтобы не ошибаться в написании корней с чередующимися гласными, нужно: Выучить корни, в которых чередуются гласные (-лаг-лож-, -раст-рос-ращ, -бер-бир-, -тер-тир- и т.д.) Знать, от чего зависит написание чередующейся гласной в корне (от суффикса за корнем, от последней буквы корня, от ударения и т.д.) возр аст , нар ащ ивание, но р ос ла. 3 . Знать слова-исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

Чтобы не ошибаться в написании корней с чередующимися гласными, нужно:

  • Выучить корни, в которых чередуются гласные (-лаг-лож-, -раст-рос-ращ, -бер-бир-, -тер-тир- и т.д.)
  • Знать, от чего зависит написание чередующейся гласной в корне (от суффикса за корнем, от последней буквы корня, от ударения и т.д.)

возр аст , нар ащ ивание, но р ос ла.

3 . Знать слова-исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

Исследование 1 вариант -ешь – глагол; 2 л., ед.ч., м.р., наст. вр., 1 спр. -ит – глагол; 3 л., ед.ч., м.р., наст. вр., 2 спр. 6 баллов 2 вариант -ую - прилагательное; ед. ч., ж.р.,в.п. -ет – глагол; 3 л., ед.ч., м.р., наст. вр., 1 спр. 6 баллов

Исследование

  • 1 вариант
  • -ешь – глагол; 2 л., ед.ч., м.р., наст. вр., 1 спр.
  • -ит – глагол; 3 л., ед.ч., м.р., наст. вр., 2 спр.

6 баллов

  • 2 вариант
  • -ую - прилагательное; ед. ч., ж.р.,в.п.
  • -ет – глагол; 3 л., ед.ч., м.р., наст. вр., 1 спр.

6 баллов

Окончание - значимая морфема, в которой заключены грамматические признаки слова. Окончание изменяет форму слова, служит для связи слов в предложениях и словосочетаниях.

Окончание -

значимая морфема, в которой заключены грамматические признаки слова.

Окончание изменяет форму слова, служит для связи слов в предложениях и словосочетаниях.

Исследование 1. Стекло (глагол, существительное) 2. Стали (глагол, существительное) 1. Светило (глагол, существительное) 2. Смела (глагол, краткое прилагательное)

Исследование

1. Стекло

(глагол, существительное)

2. Стали

(глагол, существительное)

1. Светило (глагол, существительное)

2. Смела (глагол, краткое прилагательное)

Вывод: Перед выполнением морфемного разбора нужно обязательно определить часть речи по контексту.

Вывод:

Перед выполнением морфемного разбора нужно обязательно определить часть речи по контексту.

Синтаксическая пятиминутка.  В с..ду пр..шумел дождь и я долго слушал м..лодичный шел..ст капель по крыш... Прочитайте предложение. Спишите его, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения (подчеркните члены предложения – 1 балл, надпишите части речи – 1 балл, напишите характеристику предложения – 1 балл, начертите схему предложения – 1 балл).

Синтаксическая пятиминутка.

В с..ду пр..шумел дождь и я долго слушал м..лодичный шел..ст капель по крыш...

  • Прочитайте предложение. Спишите его, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
  • Выполните синтаксический разбор предложения (подчеркните члены предложения – 1 балл, надпишите части речи – 1 балл, напишите характеристику предложения – 1 балл, начертите схему предложения – 1 балл).
Грамматическое задание Выпишите из предложения глаголы, словосочетание «прил.+сущ.», наречие,   выделите в них ту морфему, которая указывает на их грамматические признаки .

Грамматическое задание

  • Выпишите из предложения

глаголы,

словосочетание «прил.+сущ.»,

наречие,

выделите в них ту морфему, которая указывает на их грамматические признаки .

Грамматическое задание Прошумел (суф. – л –прош. вр., нулев. оконч. – м.р.), Слушал (суф. – л –прош. вр., нулев. оконч. – м.р.),  мелодичному шелесту – окончание ому – д.п., м.р., ед. ч.,  долго – суф. о – неизменяемость) 8 баллов

Грамматическое задание

  • Прошумел (суф. – л –прош. вр., нулев. оконч. – м.р.),
  • Слушал (суф. – л –прош. вр., нулев. оконч. – м.р.),
  • мелодичному шелесту – окончание ому – д.п., м.р., ед. ч.,
  • долго – суф. о – неизменяемость)

8 баллов

Работа с текстом Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку… Приставок и суффиксов в слове может быть несколько. В таких словах обычно корни так обрастают приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть. Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит.  Основная мысль: каждая часть слова вносит дополнительное значение, для чего-то служит. Чтобы грамотно употреблять слова, нужно уметь разбираться, из каких частей состоят слова.   2 балла

Работа с текстом

Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку… Приставок и суффиксов в слове может быть несколько. В таких словах обычно корни так обрастают приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть. Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит.

Основная мысль: каждая часть слова вносит дополнительное значение, для чего-то служит. Чтобы грамотно употреблять слова, нужно уметь разбираться, из каких частей состоят слова.

2 балла

Грамматическое задание Учить – учи-тель, Учить – учить-ся, Учить – вы-учить. 3 балла

Грамматическое задание

  • Учить – учи-тель,
  • Учить – учить-ся,
  • Учить – вы-учить.
  • 3 балла
Домашнее задание: 1. Вспомнить и доказать на примерах, какие значение придают словам следующие морфемы: 1 вариант: суффиксы: -ист-, -чик-, -ец- 2 вариант: суффиксы: -ушк-, -оват-, -еват- 3 вариант: приставки: в-, вы-, от-.  2. Дополнительное задание (по желанию): сочинить сказку о приключениях приставок и суффиксов в царстве морфем.

Домашнее задание:

1. Вспомнить и доказать на примерах, какие значение придают словам следующие морфемы:

1 вариант: суффиксы: -ист-, -чик-, -ец-

2 вариант: суффиксы: -ушк-, -оват-, -еват-

3 вариант: приставки: в-, вы-, от-.

2. Дополнительное задание (по желанию): сочинить сказку о приключениях приставок и суффиксов в царстве морфем.

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

Оценивание: 27 – 35 баллов – отметка «3»; 36 – 46 баллов – отметка «4»; 47 – 54 балла – отметка «5». Спасибо за работу!

Оценивание:

  • 27 – 35 баллов – отметка «3»;
  • 36 – 46 баллов – отметка «4»;
  • 47 – 54 балла – отметка «5».

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!