Урок – путешествие в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Урок подготовила учитель русского языка и литературы Молева Елена Леонидовна МКОУ «Военногородская СШ №18» Тульская область, г.Ефремов.
Цели урока
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»;
- Продолжить работу над формированием умений находить однокоренные слова, отличать формы слова , правильно записывать слова на изученные орфограммы;
-Работать над формированием коммуникативных и творческих умений учащихся;
-Развивать творческую активность и познавательный интерес учащихся к предмету.
Эмоциональный настрой.
Вопросы.
1. Раздел лингвистики, изучающий части речи? 2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? 3.Устной и письменной бывает? 4.Наука, изучающая звуки речи? 5.Число, противоположное множественному? 6.Какого рода слово ЯЗЫК? 7.На какой вопрос отвечает подлежащие? 8.Главная часть слова? 9.Слова, противоположные по лексическому значению?
Маршрут(проект урока).
-Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Морфемика».
-Повторить орфограммы, изученные в разделе.
-Повторить разбор слова по составу.
-Подготовиться к контрольной работе.
Задание. Работа с текстом.
«Что такое Родина? Солнце, лес, дыхание пашен, сад в цвету, где не молкнут пчёлы, и твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина- труд и праздник, сто дорог для тебя самых разных, и любовь твоя к папе и маме, и ты сам- не один, а с друзьями…» (А.Костецкий)
Найдите в тексте слова, к которым можно подобрать 2-3 однокоренных слова, где можно наблюдать чередование звуков, беглые гласные. Выпишите их.
Игра «Помоги Незнайке».
1. ШОпот. (после шипящих под ударением пишется О», -объяснил Незнайка. Прав ли он? 2. РаЗчистил написал с буквой З. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный на письме не изменяются». Прав ли наш герой? 3. ВырОстали у него написано с О, рядом стоит проверочное слово- рослый. А как надо? 4. ЦИган у Незнайки с И. «В корне слова после Ц пишется И, это я точно помню!» Почему он не прав?
1.Что изучает морфемика?
2.Что такое морфема?
3.Назовите морфемы в слове ПРИДОРОЖНЫЙ?
4.Как найти окончание и основу слова?
5.Что такое корень?
6.Для чего служат приставка и суффикс?
Физкульминутка.
Море волнуется- раз, Море волнуется- два, Море волнуется- три, Фигура КОРЕНЬ- замри (окончание, приставка, суффикс)
Задание «Строитель».
А) раз и ть
по ГОВОР щик ый ся
вы ник а
с по за ок чив лив
Б) под ян ой
за ВОД н ый
на ичк а
ник ь
ени е
иц
ист
Что такое орфография?
-Правописание неизменяемых приставок; -правописание приставок на З-С; -правописание корней с чередованием ЛАГ-ЛОЖ -правописание РАСТ,РАЩ-РОС; -правописание О-Ё после шипящих; -правописание И-Ы после Ц.
Город «Приставки на З и С».
- Цыган на цыпочках сказала цыплёнку: «Цыц». Цыкнул.
Задание: «Обед на острове».
Растение, наращение, поросль, заросли, росток, растительность, водоросли, выросли, возраст, сложение, слагаемое, росточек, предполагать, отрасль, выращивать, вырасти, сложить, изложить, Ростов, ростовщик, изложение, Ростислав.
Курс домой.
Рефлексия. -Отгадайте слово, которое оценит вашу работу на уроке.
Корень мой находится в ЦЕНе, В Очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадКе все встречали, Вместе все стоит теперь в журнале.
Молодцы! Работали все очень хорошо! Путешествие удалось!
Домашние задание.