Художественная культура Древнего Египта : олицетворение вечности
Автор презентации:
Ученик 10 «Б» класса
ГБОУ СОШ
Гришко Дмитрий
Египет на карте Африки
Египет находится на северо-востоке Африки. Главная река - Нил
Литература
Египтяне создали богатую и древнейшую в мире литературу. Корни литературы Египта восходят к 4 тыс.до н.э., когда были созданы первые литературные записи. Нам известны многие жанры египетской литературы: сказки(«О правде и кривде»), поучения(«Поучение Аменемхета I»), биографии(«рассказ Синухета»), религиозные тексты(«гимн Ра») и народные песни(«погонщика быков»).
Из «Книги мёртвых»: Суд Осириса
Среди литературных памятников особое место занимает «Книга мёртвых» - собрание текстов необходимых для путешествия в Царство мёртвых и обретения там новой жизни. Важной частью книги являлась «Исповедь отрицания» которая произносилась умершим перед судом Осириса. В «Книге мёртвых» много иллюстраций, которые описывают загробный мир.
Из «Книги мёртвых»: Добро или Зло?
Валюта
Природа Египта
Египет находится в субтропической климатической зоне
Большую часть Египта занимает пустыня
Исследователь Египта
Французский исследователь Египта Жан Франсуа Шампольон с помощью так называемого Розеттского камня впервые сумел прочесть египетские иероглифы. Случилось это в 1822 году. Текст на камне, найденном близ Розетта в 1799 году во время египетского похода Наполеона, был написан на древнеегипетских языках и повторен на греческом.
Периоды культуры Древнего Египта
- Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
- Раннее царство (XXX-XXVIII в.в. до н.э.)
- Древнее царство (XXVIII-XXIII в.в. до н.э.)
- Среднее царство (XXI-XVIII в.в. до н.э.)
- Новое царство (XVI-XI в.в. до н.э.)
- Позднее царство (XI-332 г. до н.э.)
СТЕЛА НАРМЕРА
Одна из самых древних находок
Древнего Египта
ПИРАМИДЫ
Джосера в Саккаре
Хеопса в Гизе
Мекаура в Гизе
Хефрена в Гизе
Иероглифическое письмо
БОЛЬШОЙ СФИНКС
Гиза 27 в. до н. э.
ЕГИПЕТСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Важное место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать умерших. По представлениям древних египтян, человек наделен несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Именно религия определила особенности искусства, обращенного не столько к миру живых, сколько к царству мертвых
КНИГА МЕРТВЫХ
Долгий путь умершего к престолу Осириса подробно описан в религиозных текстах «Книги мёртвых» (XVI – XI вв. до н. э) – сборнике стихов, молитв, заклинаний, магических формул, гимнов. Книга помогала умершему преодолевать препятствия на пути в загробное царство. Вместе с мумией книгу клали в саркофаг
СУД БОГА ОСИРИСА
Осирис вершит суд в Великом чертоге Чертоге Двух Истин. Умершего сопровождают Анубис, бог бальзамирования, боги Гор и Тот, богиня Исида. Усопший произносит «Исповедь отрицания»(«не убивал», «не чинил людям зла», «не воровал») Перед сидящим на троне Осирисом совершался ритуал психиостасии : сердце умершего взвешивалось. Если сердце умершего оказывается тяжелее страусового пера – его пожирает чудовище Амт с головой крокодила
БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Осирис – бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался 4 мифическим царем Египта. Он счастливо правил со своей сестрой и супругой Исидой – богиней плодородия, воды и ветра
ОСИРИС И ИСИДА
Миф об Осирисе и Изиде получил широкое распространение в греко-римском мире. К изображению Исиды, которая кормит грудью лежащего на её руках Гора, восходит иконография Богоматери с Младенцем
РОСПИСИ ГРОБНИЦЫ
Вырубленные в скалах гробницы номахов (правители областей) постепенно превратились в сокровищницы произведений искусства. Росписи преобладали здесь над рельефами; это объяснялось тем, что для исполнения последних не годился мягкий скалистый известняк.
Наиболее известные произведения этого времени изображения сцен рыбной ловли о охоты. Дикая кошка прячется на прогнувшейся ветке папируса, стая птиц укрывается в листве, среди них красавец удод. Люди собирают плоды
СТАТУИ ФАРАОНОВ
С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигаться статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это потребовало большого внимания к воссозданию характерных портретных черт, в том числе и возрастных изменений. На изображении Аменемхета III (19 в до. н.э.) резкие, крупные черты лица, складки на щеках придают ему суровое, почти скорбное выражение
ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА
Нашествие азиатских племён – гиксосов – около 1 700 г до н. э. на полтора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами в долине Нила появились лошади и колесницы, которые изображались на рельефах и настенных росписях
ФИВЫ
Перед нами две гигантские статуи, сидящего на троне фараона Аменхотепа III (Колоссы Мемнона) – около 1455-1419 гг. до н. э. – единственное, что осталось от знаменитого храма и дворца этого выдающегося правителя. 20-ти метровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных блоков возвышаются на фоне далёких холмов. Колоссы Мемнона – так стали называть их в 1 в. н. э., когда одна из статуй, поврежденная землятресением, стала на рассвете издавать печальные мелодичные звуки
ЛУКСОР И КАРНАК
Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. В древности два эти храма были соединены 3 км аллеей сфинксов. Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из 40 каменных сфинксов с телом льва и головой барана
ПОКЛОНЕНИЕ АТОНУ
Эхнатон и Нефертити с дочерью. Рельеф из Амарны. 14 в до н. э. Египетский музей, Каир
ДОЛИНА ЦАРЕЙ
Среди находок XX в. Подлинной сенсацией стала находка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашли археолог Говард Картер и лорд Корнарвон
ТУТАНХАМОН
В погребальной камере были обнаружены вложенные один в другой несколько саркофагов. В последнем из чистого золота, весом более 110 кг, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Мумия была с головы до ног осыпана драгоценностями