СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока МХК по программе Л.Г. Емохоновой. Раздел: Художественная культура Древнего мира. Тема: Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. (10 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока МХК по программе Л.Г. Емохоновой. Раздел: Художественная культура Древнего мира. Тема: Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. (10 класс)»

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и стелы, рельефные и фресковые росписи, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов.

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и стелы, рельефные и фресковые росписи, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов.

Скульптурные памятники.  Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни. Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традицией. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти. Барельеф. Египет.

Скульптурные памятники.

Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни. Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традицией. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

Барельеф. Египет.

 В понятие канона входили также определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора заключалась в достижении возможно более точного сходства с портретируемым. Его лицо должно было воплощать отрешенность от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную  даль, в Вечность... Фараон Аменхотеп

В понятие канона входили также определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора заключалась в достижении возможно более точного сходства с портретируемым. Его лицо должно было воплощать отрешенность от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность...

Фараон Аменхотеп

 Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет, женские — в желтый. Волосы всегда были черными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, песчаник, известняк. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет.

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет, женские — в желтый. Волосы всегда были черными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, песчаник, известняк. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме.

Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет.

Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Большом сфинксе — знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва. Большой сфинкс. Гиза.

Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Большом сфинксе — знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.

Большой сфинкс. Гиза.

Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок угодливый и хитрый взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Скульптурный портрет писца Каи.

Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок угодливый и хитрый взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми.

Скульптурный портрет писца Каи.

 Исключительного совершенства древнеегипетские мастера достигли и в деревянной скульптуре. Портретное сходство с оригиналом в них удивительно ярко и наглядно. Когда в середине XIX в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор ученые-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой». Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Царский сановник Каапер («сельский староста») на стр. 1

Исключительного совершенства древнеегипетские мастера достигли и в деревянной скульптуре. Портретное сходство с оригиналом в них удивительно ярко и наглядно. Когда в середине XIX в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор ученые-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой». Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди.

Царский сановник Каапер («сельский староста»)

на стр. 1

Рельефы и фрески  Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции, с помощью которых декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, обелиски и стелы.

Рельефы и фрески

Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции, с помощью которых декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, обелиски и стелы.

 Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имеющие символический смысл.  Пространство внутри контура заполнялось минеральными красками или цветными пастами. Затем вся фигура обводилась более широким контуром, отделявшим изображение от фона. В цветовой гамме преобладало всего несколько цветов: желтый, коричневый, зеленый и голубой, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вызывают наше восхищение. Например, белые одежды раскрашивались таким образом, что у зрителей создавалась полная иллюзия прозрачности ткани, сквозь которую просвечивает тело человека. Нефертари

Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имеющие символический смысл.

Пространство внутри контура заполнялось минеральными красками или цветными пастами. Затем вся фигура обводилась более широким контуром, отделявшим изображение от фона. В цветовой гамме преобладало всего несколько цветов: желтый, коричневый, зеленый и голубой, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вызывают наше восхищение. Например, белые одежды раскрашивались таким образом, что у зрителей создавалась полная иллюзия прозрачности ткани, сквозь которую просвечивает тело человека.

Нефертари

 Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над покойником при погребении. Четкими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары покойному. С царственной важностью они ведут быков, их движения размеренны и непринужденны. Повседневная жизнь египтян Плакальщики

Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над покойником при погребении. Четкими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары покойному. С царственной важностью они ведут быков, их движения размеренны и непринужденны.

Повседневная жизнь египтян

Плакальщики

Стенопись царских гробниц напоминала яркий развернутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстрациями, выполненными с тонким художественным вкусом и мастерством. Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза, работа на поле и в саду. Сбор плодов Повседневная жизнь египтян

Стенопись царских гробниц напоминала яркий развернутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстрациями, выполненными с тонким художественным вкусом и мастерством. Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза, работа на поле и в саду.

Сбор плодов

Повседневная жизнь египтян

Гуси В эпоху Нового царства в композиции стали вводить пейзаж с животными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Особенности различных птиц или рыб переданы так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды. на стр. 1 Охота в нильских зарослях

Гуси

В эпоху Нового царства в композиции стали вводить пейзаж с животными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Особенности различных птиц или рыб переданы так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды.

на стр. 1

Охота в нильских зарослях

 Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Эхнатона. К их числу следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным» — именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Борхардтом, стал настоящим событием. Поистине царственная осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал. царица Нефертити

Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Эхнатона. К их числу следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным» — именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Борхардтом, стал настоящим событием. Поистине царственная осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал.

царица Нефертити

 Сокровища гробницы Тутанхамона  Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Достойным продолжателем Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351 —1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей. Каких только предметов здесь не было! Богато украшенные ложа, стулья, кресла, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения животных... Трон Тутанхамона

Сокровища гробницы Тутанхамона

Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Достойным продолжателем Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351 —1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей. Каких только предметов здесь не было! Богато украшенные ложа, стулья, кресла, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения животных...

Трон Тутанхамона

 В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, сплошь усыпанная драгоценными камнями и предметами ювелирного искусства. Саркофаг Тутанхамона Гробница Тутанхамона

В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, сплошь усыпанная драгоценными камнями и предметами ювелирного искусства.

Саркофаг Тутанхамона

Гробница Тутанхамона

кольцо пектораль ожерелье подвеска со скарабеем

кольцо

пектораль

ожерелье

подвеска со скарабеем

 Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, точно передающая его черты.  Внимательно посмотрите на это произведение искусства. Его взгляд скользит мимо нас, он устремлен в Грядущее. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — все передает величие и божественное происхождение фараона. Золотая маска фараона Тутанхамона. на стр. 1

Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, точно передающая его черты. Внимательно посмотрите на это произведение искусства. Его взгляд скользит мимо нас, он устремлен в Грядущее. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — все передает величие и божественное происхождение фараона.

Золотая маска фараона Тутанхамона.

на стр. 1

Музыка Древнего Египта Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки, театра и поэзии. Ученые считают, что есть все основания говорить о значительных достижениях египтян и в этих областях художественного творчества. Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства. Музыканты и танцовщицы. Роспись из гробницы.

Музыка Древнего Египта

Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки, театра и поэзии. Ученые считают, что есть все основания говорить о значительных достижениях египтян и в этих областях художественного творчества. Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства.

Музыканты и танцовщицы. Роспись из гробницы.

Арфа. флейта

Арфа.

флейта

Вопросы по изученному материалу. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры? Какую роль в жизни египетского общества играла музыка?  Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты.

Вопросы по изученному материалу.

Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры?

Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей?

Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

Какую роль в жизни египетского общества играла музыка?

Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты.

Скульптура имела ритуальное назначение и связана с культом мертвых. Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил. Египетская скульптура  Стоящие  фигуры с выставленной вперед левой ногой Сидящие На троне или коленопреклоненные В передаче фигуры на плоскости сочетаются Фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти. Египетская скульптура (традиционная окраска статуй) Мужские Темно – коричневый цвет Волосы черные Белая набедренная повязка Женские Желтого цвета тело Волосы черные Длинное, облегающее платье на широких лямках

Скульптура имела ритуальное назначение и связана с культом мертвых. Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил.

Египетская скульптура

Стоящие

фигуры с выставленной вперед левой ногой

Сидящие

На троне или коленопреклоненные

В передаче фигуры на плоскости сочетаются Фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

Египетская скульптура (традиционная окраска статуй)

Мужские

  • Темно – коричневый цвет
  • Волосы черные
  • Белая набедренная повязка

Женские

  • Желтого цвета тело
  • Волосы черные
  • Длинное, облегающее платье на широких лямках
Рельефы и фрески  В цветовой гамме преобладало несколько цветов: желтый, коричневый, зеленый и голубой, но при этом они отличались многообразием оттенков. Изображали: сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды совершаемые над покойником при погребении, сцены повседневной трудовой жизни египтян.  Музыка Распространены муз. инструменты: арфа, флейта, систры, барабаны. Оркестры и хоры сопровождались хейронами – специальная жестикуляция рук для выражения ритма и мелодии (что-то вроде дирижерства).

Рельефы и фрески

В цветовой гамме преобладало несколько цветов: желтый, коричневый, зеленый и голубой, но при этом они отличались многообразием оттенков.

Изображали: сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды совершаемые над покойником при погребении, сцены повседневной трудовой жизни египтян.

Музыка

Распространены муз. инструменты: арфа, флейта, систры, барабаны. Оркестры и хоры сопровождались хейронами – специальная жестикуляция рук для выражения ритма и мелодии (что-то вроде дирижерства).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!