СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классицизм (теория литературы)

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе»

Классицизм в русской литературе  8 класс

Классицизм в русской литературе 8 класс

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин  Словесность наша явилась вдруг в XIII веке. А. С. Пушкин

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

А. С. Пушкин

Словесность наша явилась вдруг в XIII веке.

А. С. Пушкин

Вспомните черты классицизма. Какое из этих зданий относится к классицизму? Докажите.

Вспомните черты классицизма.

Какое из этих зданий относится к классицизму? Докажите.

А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой

А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой

И.Никитин.  Портрет напольного гетмана

И.Никитин. Портрет напольного гетмана

Д.Левицкий. Портрет Демидова

Д.Левицкий. Портрет Демидова

Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство »: Какой ни взять сюжет, высокий или забавный, Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной. Напрасно кажется, что с ним в войне она: Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна. Коль тщательно искать, то вскоре острый разум Привыкнет находить ее легко и разом; Рассудка здравого покорствуя ярму, Оправу ценную дает она ему.

Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство »:

Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить ее легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу ценную дает она ему.

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. B ы новое лицо ведете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда самим собой. Н. Буало

Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.

B ы новое лицо ведете на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда самим собой.

Н. Буало

Что характерно для классицизма: Основное свойство — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам. В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».

Что характерно для классицизма:

  • Основное свойство — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.
  • В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».
Основной лозунг классицизма XVII - XVIII веков — подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).
  • Основной лозунг классицизма XVII - XVIII веков — подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).
Черты классицизма в литературе: культ разума; художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства; человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются; идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; подчеркивается объективность повествования; активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Черты классицизма в литературе:

  • культ разума;
  • художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
  • строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
  • жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
  • человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
  • идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
  • подчеркивается объективность повествования;
  • активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Герои произведения классицизма Герои четко делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

Герои произведения классицизма

  • Герои четко делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка.
  • Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа — стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник  (неудачник); резонер  — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике» : героиня — герой-любовник — второй любовник В конце классицистической комедии порок всегда наказан , а добродетель торжествует .

Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

  • Амплуа стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу.
  • Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
  • Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике» :

героиня — герой-любовник — второй любовник

  • В конце классицистической комедии порок всегда наказан , а добродетель торжествует .
Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:  Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:  Одно событие, вместившееся в сутки,  В едином месте пусть на сцене протечет;  Лишь в этом случае оно нас увлечет.  единство времени : действие развивается не более суток;  единство места :  автор не должен переносить действие из одного места в другое;  единство действия : одна сюжетная линия, количество дей­ствующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

  • единство времени : действие развивается не более суток;
  • единство места : автор не должен переносить действие из одного места в другое;
  • единство действия : одна сюжетная линия, количество дей­ствующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Требования к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация , в четвертом развязка . Особенности экспозиции : пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

Требования к классицистической композиции

  • В пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация , в четвертом развязка .
  • Особенности экспозиции : пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию.
  • Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Четкое деление на высокие и низкие жанры Строгая иерархия жанров ВЫСОКИЕ НИЗКИЕ Общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Мифологические и библейские сюжеты. Время просвещенного абсолютизма: идея служения государству, гражданского долга. Александрийский стих. Не допускалось использование разговорных оборотов. Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин. Трагедия, эпопея, ода.  Повседневная жизнь обычных людей. Проза или разностопные стихи, бытовые детали, разговорный стиль – речи, Французские классицисты: драматург Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало (сатира), Вольтер, Комедия, сатира, басня.

Четкое деление на высокие и низкие жанры

Строгая

иерархия жанров

ВЫСОКИЕ

НИЗКИЕ

Общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Мифологические и библейские сюжеты. Время просвещенного абсолютизма: идея служения государству, гражданского долга.

Александрийский стих. Не допускалось использование разговорных оборотов.

Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин.

Трагедия, эпопея, ода.

Повседневная жизнь обычных людей. Проза или разностопные стихи, бытовые детали, разговорный стиль – речи,

Французские классицисты: драматург Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало (сатира), Вольтер,

Комедия, сатира, басня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!