СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - презентация. Литература 8 класс. М.Ю.Лермонтов "Мцыри как романтическая поэма"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация. Литература 8 класс. М.Ю.Лермонтов "Мцыри как романтическая поэма"

Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация. Литература 8 класс. М.Ю.Лермонтов "Мцыри как романтическая поэма"»

«Мцыри» - романтическая поэма М.Ю.Лермонтова .

«Мцыри» - романтическая поэма М.Ю.Лермонтова .

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей. Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни.

Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.

Из истории создания поэмы  «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания, он наткнулся в Мцхете на старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего монастырской братии. Он долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал, пытался бежать в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Живой рассказ «бэри» произвёл на Лермонтова большое впечатление.

Из истории создания поэмы

«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания, он наткнулся в Мцхете на старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего монастырской братии. Он долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал, пытался бежать в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Живой рассказ «бэри» произвёл на Лермонтова большое впечатление.

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором.

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором.

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю.Лермонтов “Мцыри” - Как вы понимаете эти слова?

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

М.Ю.Лермонтов “Мцыри”

- Как вы понимаете эти слова?

По жанру Мцыри – поэма. Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора). Литературное направление – романтизм.

По жанру Мцыри – поэма.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

Литературное направление – романтизм.

Романтизм - творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить действительность мечтам, образам, которые рождены самим художником. Как правило, действие романтической поэмы разворачивается на фоне экзотической природы: моря, гор. Иногда действие происходит в вымышленном, фантастическом мире.

Романтизм - творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить действительность мечтам, образам, которые рождены самим художником. Как правило, действие романтической поэмы разворачивается на фоне экзотической природы: моря, гор. Иногда действие происходит в вымышленном, фантастическом мире.

Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.

Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов.

Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.

«Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» – Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Эта фраза имеет символическое значение нарушения запрета. (Согласно этой библейской истории царь Саул заклял народ не есть хлеб, пока Маул не отомстит врагам (Филистимлянам). Его сын Ионафан, разгромил врагов, но не зная о клятве отца вкусил меда. За это ему грозила смертная казнь, но народ, в благодарность за победу, освободил Ионафана (Первая книга Царств, гл. 14))

«Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»

– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане.

Эта фраза имеет символическое значение нарушения запрета.

(Согласно этой библейской истории царь Саул заклял народ не есть хлеб, пока Маул не отомстит врагам (Филистимлянам). Его сын Ионафан, разгромил врагов, но не зная о клятве отца вкусил меда. За это ему грозила смертная казнь, но народ, в благодарность за победу, освободил Ионафана (Первая книга Царств, гл. 14))

Особенности композиции и сюжета 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Особенности композиции и сюжета

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.

2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

«Мцыри» - романтическая поэма 1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

«Мцыри» - романтическая поэма

1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.

2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.

3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

Домашнее задание. Ответить письменно на вопросы: Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»? (выписать цитаты)

Домашнее задание.

Ответить письменно на вопросы:

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»? (выписать цитаты)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!