7 класс
Определение валентности по химической формуле
Бозаджи Н.М
учитель химии,
высшая дид.кат.
Девиз урока:
«Чтобы что-то узнать,
Нужно уже что-то знать». С.Лем
V II II
P 2 O 5 N 2 O
II I
CaO P H 3
Тема урока:
«Определение
валентности элементов
по химической формуле»
Запишите тему
в рабочую тетрадь
В результате изучения темы, вы будете способны:
1.Формулировать основные понятия темы.
2.Моделировать определения.
3.Определять валентность элементов по формуле используя правила «Креста», « ОЧЕВ» ,«Пропавший индекс»
4.Осуществлять рефлексию учебной деятельности
Задание 1. «Экспресс-опрос»
1. Валентность - это…
2.Валентность бывает постоянной и переменной
3.Постоянную валентность проявляют
Э I-III гр., главной подгруппы
4.Преременную валентность проявляют
Э V-VIII ; главной подгруппы и Ме побоч.подгр
5.Валентность Ме постоянная = №группы
6.Валентность НеМе переменная :
max= № группы ; min = 8-№ группы
Задание 1. «Экспресс- опрос»
7.Валентность водорода всегда = I
8.Валентность кислорода всегда = II
9.Валентность алюминия = III
10.Валентность фосфора = V и III
Правила определения валентности элементов
1. Правило «Креста»
2. Правило «ОЧЕВ»
3.Правило «Пропавший индекс»
1. Правило «Креста»
III II
А l 2 O 3
Видите ли вы закономерность?
1. Правило «Креста»
III II
А l 2 O 3
Задание 2: «Перепутанные фразы» ( Составьте определение ) :
атомов , и наоборот , число атомов , одного элемента ,есть, другого элемента , Валентность
1.Определение: Правило «Креста»
Валентность атомов одного элемента, есть число атомов другого элемента и наоборот .
III II
А l 2 O 3
1. NB! Применяя правило «Креста» необходимо:
- чтоб были написаны индексы
- индек c ы должны быть четные и нечетные
(2-3; 3- 2 ; 2-5)
Задание 3.
Определите валентность
элементов в следующих
веществах, используя
правило «Креста»:
Mg 3 N 2 ; Al 2 O 3 ; P 2 O 5
II III
III II
V II
? ? ? ? ? ? С O 2 SO 3 SO 2
Проблема: Можно ли определить валентности элементов вданных формулах,
используя
правило « Креста»?
2. Правило «ОЧЕВ»
S O 2
4
ОЧЕВ
II
IV
1 .Находим Э с постоянной валентностью.
2. Находим ОЧЕВ (общее число единиц валентности) (умножаем число валентности на число атомов элемента с const валентностью)
3.Находим валентность второго Э(делим ОЧЕВ на число атомов второго Э)
Задание 4.
Определите валентность элементов
в следующих веществах, используя правило «ОЧЕВ»:
4
3
6
? ?
IV II
? ?
? ?
III I
VI II
С O 2 SO 3 AlCl 3
Задание 4.
Определите валентность элементов
в следующих веществах, используя правило «ОЧЕВ»:
4
3
6
? ?
IV II
? ?
? ?
III I
VI II
С O 2 SO 3 AlCl 3
? ? ? ? ? ? С uO НС l CaO
Проблема: Можно ли определить валентности элементов , если индексы не прописаны
II II I I II II С uO НС l CaO
Видите ли вы закономерность?
3.Правило«Пропавший индекс»
II
II
С uO
1.Находим элемент с постоянной валентностью и записываем её.
2.И если не прописаны индексы , то валентность второго элемента будет такой же.
Задание 5.
Определите валентность элементов в следующих веществах, используя правило «Пропавший индекс»:
MgO HCl Al P
? ?
? ?
? ?
II II
III III
I I
NB!!! НеМЕ стоящий на втором месте проявляет min валентность
«Приключения Колобка»
съем !
NO
Ca 3 N 2
AlN
NH 3
NO 2
Na 3 N
N 2 O
Съем!
КО
H 2 O
Na 2 O
P 2 O
ALO 3
BaCl 2
Al 2 S 3
съем!
Li…O
2
3
Na…N
3
2
AlCl…
3
2
K…S
3
2
съем!
Li…O
2
3
Na…N
3
2
AlCl…
3
2
K…S
3
2
N 2 O
SO 2
Li 2 S
NO
NH 3
SF 6
VI. Рефлексия
Закончите понравившееся вам предложение :
« Мне понравилось…»,
« Мне захотелось…»,
« Мне стало грустно, потому что…»,
« Я знаю…» .
« Я понял(а), что…»
Кто может о своей работе на уроке сказать:
«Я сегодня на уроке не работал, отдыхал!»?
«Я сегодня на уроке не все понял, потому что…»
«Я сегодня на уроке хорошо поработал! Все понял, потому что…»
Домашнее задание:
- Конспект
- Учебник: § 2.4 стр. 52-53
- Упражнения:стр.54 1,3,6*,8*
Ну вот и всё на сегодня…
Чтобы умным и талантливым вам быть
Непременно нужно химию учить!
Не расстраивайтесь сильно,
Если что-то не получится.
Просто каждая наука
Заставляет нас помучиться!
Все параграфы учите,
Но ни капли не зубрите.
Чтоб её не просто знать,
А ещё и ПОНИМАТЬ!!!
« Кто ничего не изучает,
тот вечно хнычет и скучает».
Спасибо
за сотрудничество