СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по химии "Оксиды и гидроксиды металлов" (10 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматривается  тема "Оксиды металлов",их получение и свойста,а также гидроксиды.Учащимся предлагается рассмотретьновый тип задач " Решние задач на смеси и сплавы металлов" .

Просмотр содержимого документа
«Презентация по химии "Оксиды и гидроксиды металлов" (10 класс)»

10 класс Оксиды и гидроксиды металлов Бозаджи Н.М., учитель химии, высшая категория

10 класс

Оксиды и гидроксиды металлов

Бозаджи Н.М.,

учитель химии,

высшая категория

Mg(OH) 2 KOH Na 2 O MgO CaO Ba(OH) 2 Тема нашего урока…

Mg(OH) 2

KOH

Na 2 O

MgO

CaO

Ba(OH) 2

Тема нашего урока…

... 05 .17г Тема урока: «Оксиды и гидроксиды металлов»

... 05 .17г

Тема урока:

«Оксиды и гидроксиды металлов»

В результате изучения темы, вы будете способны: Давать  определение МеО и МеОН Давать  определение МеО и МеОН 2. Рассматривать способы получения МеО и МеОН 3.  Рассматривать хим.св-ва МеО и МеОН 4. Осуществлять ЦП. 5. Решать задачи на смеси Ме 6.Осуществлять  рефлексию своей деятельности 4. Осуществлять ЦП. 5. Решать задачи на смеси Ме 6.Осуществлять  рефлексию своей деятельности

В результате изучения темы, вы будете способны:

  • Давать определение МеО и МеОН
  • Давать определение МеО и МеОН

2. Рассматривать способы получения МеО и МеОН

3. Рассматривать хим.св-ва МеО и МеОН

4. Осуществлять ЦП.

5. Решать задачи на смеси Ме

6.Осуществлять рефлексию своей деятельности

  • 4. Осуществлять ЦП. 5. Решать задачи на смеси Ме 6.Осуществлять рефлексию своей деятельности
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород . Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металла, соединенных с одной или несколькими гидроксогруппами. Свойства оксидов и гидроксидов в периоде изменяются от основных через амфотерные к кислотным, т.к. увеличивается положительная степень окисления элементов.  Na 2 O, Mg +2 O , Al 2 O 3    NaO Н , Mg +2 O Н , Al ( O Н) 3  В главных подгруппах основные свойства оксидов и гидроксидов возрастают сверху вниз. +3 +1  основные амфотерный   +1 +3 щелочь Амфотерный гидроксид Слабое основание

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород .

Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металла, соединенных с одной или несколькими гидроксогруппами.

  • Свойства оксидов и гидроксидов в периоде изменяются от основных через амфотерные к кислотным, т.к. увеличивается положительная степень окисления элементов.
  • Na 2 O, Mg +2 O , Al 2 O 3

NaO Н , Mg +2 O Н , Al ( O Н) 3

  • В главных подгруппах основные свойства оксидов и гидроксидов возрастают сверху вниз.

+3

+1

основные амфотерный

+1

+3

щелочь

Амфотерный

гидроксид

Слабое

основание

I. ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДОВ 1. Окислением простых веществ:  2 Cu + О 2 = 2 Cu О 2 .Горением сложных веществ:  FeS/////////////// 3.Разложением сложных веществ при t o : 1. Нерастворимых оснований  Cu ( O Н) 2 = Cu О + H 2 O 2 . Некоторых солей СаСО 3 = СО 2 + СаО  t 0 t 0

I. ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДОВ

1. Окислением простых веществ:

2 Cu + О 2 = 2 Cu О

2 .Горением сложных веществ:

FeS///////////////

3.Разложением сложных веществ при t o :

1. Нерастворимых оснований

Cu ( O Н) 2 = Cu О + H 2 O

2 . Некоторых солей

СаСО 3 = СО 2 + СаО

t 0

t 0

I. ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДОВ 1. Окислением простых веществ:  2 Cu + О 2 = 2 Cu О 2 .Горением сложных веществ:  FeS/////////////// 3.Разложением сложных веществ при t o : 1. Нерастворимых оснований  Cu ( O Н) 2 = Cu О + H 2 O 2 . Некоторых солей СаСО 3 = СО 2 + СаО  t 0 t 0

I. ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДОВ

1. Окислением простых веществ:

2 Cu + О 2 = 2 Cu О

2 .Горением сложных веществ:

FeS///////////////

3.Разложением сложных веществ при t o :

1. Нерастворимых оснований

Cu ( O Н) 2 = Cu О + H 2 O

2 . Некоторых солей

СаСО 3 = СО 2 + СаО

t 0

t 0

Оксиды щелочных металлов( I гр.гл) Общая формула Ме 2 О Твердые, кристаллические вещества белого цвета Типичные основные оксиды: Взаимодействуют с водой, образуя щелочи:   Na 2 О + H 2 O → 2 . Взаимодействуют с кислотами, образуя соль и воду:   К 2 О + Н Cl → 3. Взаимодействуют с кислотными оксидами, образуя соли:  Na 2 О  + SO 3 → 4. Взаимодействуют с амфотерными оксидами образуя соли: Na 2 О  + ZnO(Zn(OH) 2) → Na 2 ZnO 2

Оксиды щелочных металлов( I гр.гл)

  • Общая формула Ме 2 О
  • Твердые, кристаллические вещества белого цвета
  • Типичные основные оксиды:
  • Взаимодействуют с водой, образуя щелочи:

Na 2 О + H 2 O →

2 . Взаимодействуют с кислотами, образуя соль и воду: К 2 О + Н Cl

3. Взаимодействуют с кислотными оксидами, образуя соли: Na 2 О + SO 3

4. Взаимодействуют с амфотерными оксидами образуя соли: Na 2 О + ZnO(Zn(OH) 2) → Na 2 ZnO 2

Оксиды металлов II группы, главной подгруппы Общая формула МеО Твердые, кристаллические вещества белого цвета ВеО – амфотерный оксид Оксиды Mg, Ca, Sr, Ba – основные оксиды

Оксиды металлов II группы, главной подгруппы

  • Общая формула МеО
  • Твердые, кристаллические вещества белого цвета
  • ВеО – амфотерный оксид
  • Оксиды Mg, Ca, Sr, Ba – основные оксиды

Оксиды металлов II группы, главной подгруппы Взаимодействуют с водой(кроме ВеО), образуя щелочи( MgO – слабое основание):   СаО + H 2 O → 2 . Взаимодействуют с кислотами, образуя соль и воду:   Mg О + Н Cl → 3. Взаимодействуют с кислотными оксидами, образуя соли:  СаО  + SO 3 → 4. ВеО взаимодействует со щелочами:   ВеО + 2NaOH + H 2 O → Na 2 [ Ве (OH) 4 ]

Оксиды металлов II группы, главной подгруппы

  • Взаимодействуют с водой(кроме ВеО), образуя щелочи( MgO – слабое основание):

СаО + H 2 O →

2 . Взаимодействуют с кислотами, образуя соль и воду: Mg О + Н Cl

3. Взаимодействуют с кислотными оксидами, образуя соли: СаО + SO 3

4. ВеО взаимодействует со щелочами:

ВеО + 2NaOH + H 2 O → Na 2 [ Ве (OH) 4 ]

Получение гидроксидов 1.Получение растворимых в воде оснований-щелочей А)Активный металл + вода= щелочь + водород Na + H 2 O→ K +H 2 O   … + …  Б)Основной оксид + вода = щелочь  K 2 O + H 2 O    Са O + H 2 O   …

Получение гидроксидов

1.Получение растворимых в воде оснований-щелочей

А)Активный металл + вода= щелочь + водород

Na + H 2 O→

K +H 2 O … + …

Б)Основной оксид + вода = щелочь

K 2 O + H 2 O  

Са O + H 2 O

Гидроксиды щелочных металлов Общая формула – МеОН Белые кристаллические вещества, гигроскопичны, хорошо растворимы в воде (с выделением тепла). Растворы мылкие на ощупь, очень едкие.  NaOH – едкий натр  КОН – едкое кали Щелочи. Основные свойства усиливаются в ряду:  LiOH → NaOH → KOH → RbOH → CsOH

Гидроксиды щелочных металлов

  • Общая формула – МеОН
  • Белые кристаллические вещества, гигроскопичны, хорошо растворимы в воде (с выделением тепла). Растворы мылкие на ощупь, очень едкие.

NaOH – едкий натр

КОН – едкое кали

Щелочи. Основные свойства усиливаются в ряду:

LiOH → NaOH → KOH → RbOH → CsOH

Гидроксиды щелочных металлов  1. Изменяют цвет индикаторов:  Лакмус – на ….  Фенолфталеин – на ….  Метил-оранж – на …. 2. Взаимодействуют со всеми кислотами.  NaOH + HCl → … + … 3. Взаимодействуют с кислотными оксидами.  NaOH + SO 3 → … + … 4. Взаимодействуют с растворами солей, если образуется газ или осадок.   NaOH + CuSO 4 → … + …

Гидроксиды щелочных металлов

1. Изменяют цвет индикаторов:

Лакмус – на ….

Фенолфталеин – на ….

Метил-оранж – на ….

2. Взаимодействуют со всеми кислотами.

NaOH + HCl → … + …

3. Взаимодействуют с кислотными оксидами.

NaOH + SO 3 … + …

4. Взаимодействуют с растворами солей, если образуется газ или осадок.

NaOH + CuSO 4 … + …

Гидроксиды щелочных металлов 5. Взаимодействуют с некоторыми неметаллами (серой, кремнием, фосфором)  2 NaOH +Si + H 2 O → Na 2 SiO 3 + 2H 2 ↑ 6. Взаимодействуют с амфотерными гидроксидами   2 NaOH + Zn (ОН) 2 → Na 2 [Zn(OH) 4 ] Zn(OH) 2 +2NaOH=Na 2 ZnO 2 +2H 2 O

Гидроксиды щелочных металлов

5. Взаимодействуют с некоторыми неметаллами (серой, кремнием, фосфором)

2 NaOH +Si + H 2 O → Na 2 SiO 3 + 2H 2

6. Взаимодействуют с амфотерными гидроксидами

2 NaOH + Zn (ОН) 2 → Na 2 [Zn(OH) 4 ]

Zn(OH) 2 +2NaOH=Na 2 ZnO 2 +2H 2 O

Гидроксиды металлов II гр.гл.подгр Общая формула – Ме(ОН) 2 Белые кристаллические вещества, в воде растворимы хуже, чем гидроксиды щелочных металлов. Ве(ОН) 2 – в воде нерастворим. Основные свойства усиливаются в ряду: Ве(ОН) 2 → Mg (ОН) 2 → Ca (ОН) 2 → Sr (ОН) 2 →  В a (ОН) 2

Гидроксиды металлов II гр.гл.подгр

  • Общая формула – Ме(ОН) 2
  • Белые кристаллические вещества, в воде растворимы хуже, чем гидроксиды щелочных металлов. Ве(ОН) 2 – в воде нерастворим.
  • Основные свойства усиливаются в ряду:

Ве(ОН) 2 Mg (ОН) 2 Ca (ОН) 2 Sr (ОН) 2 В a (ОН) 2

Гидроксиды металлов II гр.гл.подгр Ве(ОН) 2 – амфотерный гидроксид Mg (ОН) 2 – слабое основание Са(ОН) 2 , Sr (ОН) 2, Ва(ОН) 2 – сильные основания – щелочи.  1. Изменяют цвет индикаторов:  Лакмус – ….  Фенолфталеин – …..  Метил-оранж – …. 2. Взаимодействуют с кислотами, образуя соль и воду:   Ве(ОН) 2 + Н 2  SO 4 → 3 . Взаимодействуют с кислотными оксидами.   Са(ОН) 2 + SO 3 →

Гидроксиды металлов II гр.гл.подгр

  • Ве(ОН) 2 амфотерный гидроксид
  • Mg (ОН) 2 – слабое основание
  • Са(ОН) 2 , Sr (ОН) 2, Ва(ОН) 2 – сильные основания – щелочи.

1. Изменяют цвет индикаторов:

Лакмус – ….

Фенолфталеин – …..

Метил-оранж – ….

2. Взаимодействуют с кислотами, образуя соль и воду:

Ве(ОН) 2 + Н 2 SO 4

3 . Взаимодействуют с кислотными оксидами.

Са(ОН) 2 + SO 3

Гидроксиды металлов II гр.гл.подгр 4. Взаимодействуют с растворами солей, если образуется газ или осадок.  Ва(ОН) 2 + K 2 SO 4 → Гидроксид бериллия взаимодействует со щелочами:  Ве(ОН) 2 + 2NaOH → Na 2 [ Ве (OH) 4 ]

Гидроксиды металлов II гр.гл.подгр

4. Взаимодействуют с растворами солей, если образуется газ или осадок.

Ва(ОН) 2 + K 2 SO 4

  • Гидроксид бериллия взаимодействует со щелочами:

Ве(ОН) 2 + 2NaOH → Na 2 [ Ве (OH) 4 ]

Рефлексия Задание 1. Осуществите цепочку превращений: упр.1 стр.232

Рефлексия

Задание 1.

Осуществите цепочку превращений: упр.1 стр.232

Рефлексия Задание 2 . Решите задачу:  Задача 1 . В результате полного восстановления 30,4 г смеси оксида железа ( II) FeO и оксида железа (III ) Fe 2 O 3 избытком CO было получено 11,2 л (н. у.) углекислого газа. Определите массовую долю оксидов железа в смеси. Решение:   х г х моль   FeO +CO═Fe+ CO 2  72 г/моль  1 моль  у г у моль  Fe 2 O 3 + 3 CO═ 2 Fe+ 3 CO 2  160 г/моль  3 моль    | {  30,4г 11,2л или 0,5 моль

Рефлексия

Задание 2 . Решите задачу:

Задача 1 . В результате полного восстановления 30,4 г смеси оксида железа ( II) FeO и оксида железа (III ) Fe 2 O 3 избытком CO было получено 11,2 л (н. у.) углекислого газа. Определите массовую долю оксидов железа в смеси.

Решение:

х г х моль

FeO +CO═Fe+ CO 2

72 г/моль 1 моль

у г у моль

Fe 2 O 3 + 3 CO═ 2 Fe+ 3 CO 2

160 г/моль 3 моль

|

{

30,4г

11,2л или 0,5 моль

Рефлексия Задание 2 . Решите задачу:  Задача 1 . В результате полного восстановления 30,4 г смеси оксида железа ( II) FeO и оксида железа (III ) Fe 2 O 3 избытком CO было получено 11,2 л (н. у.) углекислого газа. Определите массовую долю оксидов железа в смеси. Решение:  x+3y=0 , 5  72х+160у=30,4   х=  0,2моль  у=0,1моль Ответ: w (FeO)=0,4737 или 47,37%  w (Fe 2 O 3 )=0,5263 или 52,63%      {

Рефлексия

Задание 2 . Решите задачу:

Задача 1 . В результате полного восстановления 30,4 г смеси оксида железа ( II) FeO и оксида железа (III ) Fe 2 O 3 избытком CO было получено 11,2 л (н. у.) углекислого газа. Определите массовую долю оксидов железа в смеси.

Решение:

x+3y=0 , 5

72х+160у=30,4

х= 0,2моль

у=0,1моль

Ответ: w (FeO)=0,4737 или 47,37%

w (Fe 2 O 3 )=0,5263 или 52,63%

{

Рефлексия Задание 2 . Решите задачу:  Задача 2. Масса воды после восстановления водородом 31,9 г смеси оксида меди (II) и оксида железа (II I ) составляет 9 г. Вычислить состав смеси оксидов (в процентах по массе). Решение:   х г х моль   С uO+H 2 ═Cu+ H 2 O  80 г/моль  1 моль  у г у моль  Fe 2 O 3 + 3 H 2 ═ 2 Fe+ 3 H 2 O  160 г/моль  3 моль    | {  30,4г 9 г  или 0,5 моль

Рефлексия

Задание 2 . Решите задачу:

Задача 2. Масса воды после восстановления

водородом 31,9 г смеси оксида меди (II) и

оксида железа (II I ) составляет 9 г. Вычислить

состав смеси оксидов (в процентах по массе).

Решение:

х г х моль

С uO+H 2 ═Cu+ H 2 O

80 г/моль 1 моль

у г у моль

Fe 2 O 3 + 3 H 2 2 Fe+ 3 H 2 O

160 г/моль 3 моль

|

{

30,4г

9 г или 0,5 моль

Рефлексия Задание 2 . Решите задачу:  Задача 2. Масса воды после восстановления водородом 31,9 г смеси оксида меди (II) и оксида железа (II I ) составляет 9 г. Вычислить состав смеси оксидов (в процентах по массе). Решение:  x+3y=0 , 5  80х+160у=30,4   х=  0,14моль  у=0,12моль Ответ: w (С u O)=0,3684 или 36 , 84 %  w (Fe 2 O 3 )=0,6316 или 63,16%      {

Рефлексия

Задание 2 . Решите задачу:

Задача 2. Масса воды после восстановления

водородом 31,9 г смеси оксида меди (II) и

оксида железа (II I ) составляет 9 г. Вычислить

состав смеси оксидов (в процентах по массе).

Решение:

x+3y=0 , 5

80х+160у=30,4

х= 0,14моль

у=0,12моль

Ответ: w u O)=0,3684 или 36 , 84 %

w (Fe 2 O 3 )=0,6316 или 63,16%

{

Задача 3. На полную нейтрализацию раствора,  содержащего 34,2 г смеси гидроксидов натрия и кальция, было израсходовано 29,4 г фосфорной  кислоты. Определите количественный состав исходной смеси. Задача 4*. При взаимодействии 12 г смеси оксидов меди (II) и магния с азотной кислотой образовалось 33,6 г нитратов этих металлов. Определить массовые доли оксидов в исходной смеси.

Задача 3. На полную нейтрализацию раствора,

содержащего 34,2 г смеси гидроксидов натрия и

кальция, было израсходовано 29,4 г фосфорной

кислоты. Определите количественный состав исходной смеси.

Задача 4*. При взаимодействии 12 г смеси

оксидов меди (II) и магния с азотной кислотой

образовалось 33,6 г нитратов этих металлов.

Определить массовые доли оксидов в

исходной смеси.

Рефлексия   1.На уроке я работал…  2.Своей работой на уроке я…  3.Урок для меня показался…  4.За урок я…  5.Мое настроение…  6.Материал урока мне был… активно, доволен, коротким, не устал, полезен, стало лучше, понятен, интересен, легким.

Рефлексия

1.На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я… 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был…

активно, доволен, коротким, не устал, полезен, стало лучше, понятен, интересен, легким.

 Выучить конспект. Разобрать параграф: § 7.6 Решить задачи конспекта

  • Выучить конспект.
  • Разобрать параграф: § 7.6
  • Решить задачи конспекта


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!