IV. Изучение нового материала. Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов. Гидроксид-ион является сложным ионом. Схема образования гидроксида натрия. Схема, показывающая как из оксида металла построить соответствующее основание. Составьте основания из оксидов: ZnO, Li2O, MgO. (выполняют ученики у доски) Попробуйте сами составить оксиды из оснований: CuOH, Cu(OH)2. (все выполняют самостоятельно, первый справившийся ученик на доске записывает результат и получает оценку). Номенклатура оснований. Назовите основания: Zn(OH)2, Al(OH)3, Cu(OH)2, CuOH. Классификация оснований, знакомство с таблицей растворимости. Демонстрации щелочей, их растворов и нерастворимых оснований. Типичными представителями растворимых оснований являются гидроксид натрия NaOH и гидроксид калия KOH. Характеристика гидроксидов натрия, калия и кальция проводится в контексте учебника стр.99. Техника безопасности при работе со щелочами: 1. При проведении экспериментов твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин. 2. Закончив работу, вымойте посуду. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входил в горлышко склянки. 3. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту. Щелочи можно распознать индикаторами (от лат. – указатели) см. таблицу на стр.101. (демонстрация изменения окраски растворов щелочей при добавлении индикаторов) |