Понятие бизнес-процесса
Определение бизнес-процесса
Общие сведения о бизнес-процессах
Цель презентации
Цель презентации – получение общего представления о бизнес-процессах, их окружении и основных атрибутах.
Определение бизнес-процесса
1
Атрибуты бизнес-процесса
2
Окружение бизнес-процесса
3
Характеристики бизнес-процесса
4
Иерархия бизнес-процессов
5
Классификация бизнес-процессов
6
Определение бизнес-процесса
1
Атрибуты бизнес-процесса
2
Окружение бизнес-процесса
3
Характеристики бизнес-процесса
4
Иерархия бизнес-процессов
5
Классификация бизнес-процессов
6
Бизнес-процесс – это:
Множество внутренних шагов деятельности , начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту
Поток работы , проходящий от одного специалиста к другому или от одного отдела к другому
Одна или более связанных между собой процедур или операций (функций) , которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия
Независимый компонент производственной системы, преобразующий вход в один или несколько выходов в соответствии с предварительно установленными правилами
Связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с определенными критериями
Определение бизнес-процесса
Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность (система) взаимосвязанных видов деятельности (операций), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляемые ценность для потребителя
БП
Выходы
Входы
Процесс включает одну или более связанных между собой процедур или функций, которые совместно реализуют некую задачу бизнеса — обычно в рамках организационной структуры. Он может выполняться в пределах одной организационной единицы, охватывать
несколько единиц или даже несколько различных организаций, например, в системе «покупатель-поставщик».
Определение бизнес-процесса
1
Атрибуты бизнес-процесса
2
Окружение бизнес-процесса
3
Характеристики бизнес-процесса
4
Иерархия бизнес-процессов
5
Классификация бизнес-процессов
6
Атрибуты бизнес-процесса
Атрибутами бизнес-процесса являются
- Название процесса
- Цель процесса
- Последовательность операций
- Участники процесса
- Владелец процесса
- Входные потоки и их поставщики
- Выходные потоки и их потребители
- Требуемые ресурсы (производственные, технические, материальные, информационные и прочие)
- Метрики процесса, точки и процедуры мониторинга процесса
- Возможные риски
- Документ - описание процесса
Атрибуты бизнес-процесса
Цель процесса
Каждый процесс имеет цель или систему целей, на достижение которых он направлен
- Цели определяются исходя из требований потребителей результатов (выходных потоков) процесса
- Цели процесса могут меняться с течением времени. Желательно выявлять одну, наиболее важную цель процесса, поскольку она будет определять точку зрения на процесс в ходе анализа
Цели процесса могут меняться с течением времени. Например, на начальном этапе жизненного цикла процесса для потребителей важно качество выходной продукции. По прошествии времени, когда процесс выстроен и оптимизирован так, что качество продукции гарантируется, целью процесса может стать получение выходной продукции за заданный интервал времени
Атрибуты бизнес-процесса
Участники БП
- Участником процесса может быть функциональное подразделение организации или отдельный сотрудник
- В описании процесса наименование участника (бизнес-роли) соответствует наименованию подразделения или должности сотрудника в структуре организации. Непосредственный участник процесса в описании обезличен.
Атрибуты бизнес-процесса
Владелец процесса
Владелец процесса – должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о процессе, управляет ходом процесса и несет ответственность за его результаты и эффективность
Показатели
Управление
БП
Выход
Вход
Владелец осуществляет управление бизнес- процессом. С его точки зрения процесс можно разделить на следующие этапы:
- планирование, осуществление процесса, контроль, анализ и принятие управленческих решений.
- планирование, осуществление процесса, контроль, анализ и принятие управленческих решений.
- планирование,
- осуществление процесса,
- контроль,
- анализ и принятие управленческих решений.
Знания и умения владельца процесса
- Детальное знание бизнес-процесса, компетентность и профессиональные знания
- Возможность влиять на людей и способствовать изменениям
- Умение разрешать конфликтные ситуации
- Коммуникативные способности
- Понимание важности порученного дела и надлежащая мотивация
11
Атрибуты бизнес-процесса
Как определить владельца процесса?
- Кто определяет процессы, необходимые для менеджмента?
- Кто определяет последовательность работ и их взаимосвязь?
- Кто определяет критерии эффективности менеджмента данного процесса?
- Кто управляет ресурсами и информацией по процессу?
- Кто организовывает систему сбора информации о ходе процесса?
- Кто может отвечать за реализацию мероприятий по повышению эффективности процесса?
11
Атрибуты бизнес-процесса
Метрика процесса – количественная мера степени достижения процессом своей цели.
В идеале цель процесса должна быть определена таким образом, чтобы о степени ее достижения можно было судить по единственной метрике процесса
Целевая точка – желаемое значение метрики процесса.
Текущее измерение процесса – значение метрики процесса до реализации мероприятия по усовершенствованию.
Результат усовершенствования процесса - значение метрики процесса после осуществления мероприятий по усовершенствованию
Метрики характеристик процессов Отношение фактического времени выполнения процесса к плановому времени выполнения
Степень автоматизации по количеству функций (количество функций с возможностью автоматизации /общее количество функций процесса) Степень автоматизации по времени (суммарное время автоматизированных работ / суммарное время выполнения всех работ )
Отношение суммарного времени выполнения функций процесса к суммарному времени ожидания Отношение суммарного времени выполнения функций - интерфейсов взаимодействия с другими процессами к суммарному времени ожидания
11
11
Определение бизнес-процесса
1
Атрибуты бизнес-процесса
2
Окружение бизнес-процесса
3
Характеристики бизнес-процесса
4
Иерархия бизнес-процессов
5
Классификация бизнес-процессов
6
11
Окружение бизнес-процесса
Технологии
Стандарты
Законодательство
Продукция
Информация от потребителей
Заказы на сырье
Реклама
Материалы и комплектующие
Прибыль
Входные потоки – материалы, услуги и/или информация, преобразуемые процессом для создания выходных потоков
Выходные потоки – результат преобразования входных потоков
Управляющие воздействия – входные потоки, определяющие, регулирующие и/или влияющие на процесс
Ресурсы – содействующие факторы, не преобразуемые, чтобы стать выходным потоком (персонал, оборудование, помещения и т.п.)
Персонал
Документация
Финансы
Технические
ресурсы
11
11
Окружение бизнес-процесса
Общее представление бизнес-процесса
Управление
Выходы
Входы
Ресурсы
11
Окружение бизнес-процесса
Первичный выход –выход, на котором формируется результата процесса (ради которого он существует), передаваемый первичным потребителям
Первичный вход – вход, на который поступают входные потоки от первичных поставщиков
Первичный выход
Первичный вход
БП
БП
Вторичный
Вторичный выход
вход
Вторичный вход – вход, на который поступают вспомогательные ресурсы , обеспечивающие нормальное протекание БП
Вторичный выход – выход, через который поступают побочный продукт БП, который может быть востребован вторичными потребителям
17
17
Окружение бизнес-процесса
Первичный потребитель – потребитель, непосредственно получающий основной результата БП
Первичный поставщик – поставщик объектов первичного входа
Первичный потребитель
Первичный поставщик
БП
Вторичный поставщик
Потребителем ( клиентом ) процесса называется субъект (физическое, юридическое лицо, функциональное подразделение, другой процесс и т.д.), использующий результаты (выходы) процесса. Для клиента процесса важны ценность и время предоставления результата (выхода процесса).
Внешние потребители (клиенты) рассматриваются по отношению к организации в целом либо по отношению к бизнес-процессам организации. Внешними клиентами организации являются не только потребители ее продукции или услуг. К их числу относятся: акционеры, банки, налоговые органы, т.е. все те организации, которые используют результаты деятельности организации (информация, финансовые и материальные ресурсы, люди).
Внутренними потребителями (клиентами) процессов являются функциональные подразделения — исполнители и процессы, использующие результат выполнения (выход) процесса.
Косвенный потребители – потребители, не получающие непосредственно первичные выходные потоки, но являющиеся следующими в цепочке
Не всегда отдельные категории потребителей присутствуют все вместе
Вторичный потребитель
Вторичный поставщик – поставщик объектов вторичного входа
Вторичный потребитель – потребитель побочного продукта БП
17
17
Окружение бизнес-процесса
Классификация ресурсов
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ : инструменты, машины, оборудование, запасные части, здания, сооружения и т.д.
- ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ – денежные средства
- ДОКУМЕНТЫ - регламенты, инструкции, стандарты, справочные документы и т.д. (формат отражения не имеет значения)
- ИНФОРМАЦИЯ - фрагменты знаний, отраженные или не отраженные на материальных или электронных носителях информации
17
17
Определение бизнес-процесса
1
Атрибуты бизнес-процесса
2
Окружение бизнес-процесса
3
Характеристики бизнес-процесса
4
Иерархия бизнес-процессов
5
Классификация бизнес-процессов
6
17
Характеристики бизнес-процесса
- Результативность – характеризует соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям потребителей
- Определенность – отражает степень, с которой реальный процесс соответствует описанию
- Управляемость – характеризует степень, в которой производится управление выполнением процесса производства требуемых продуктов/услуг, отвечающих определенным целевым показателям
- Эффективность – отражает, насколько оптимально используются ресурсы при достижении необходимого результата процесса
- Повторяемость – характеризует способность процесса создавать выходные потоки с одинаковыми характеристиками при повторных его реализациях
- Гибкость (адаптируемость)– способность процесса приспосабливаться к изменениям внешних условий, перестраиваться так, чтобы не снижались ни результативность, ни эффективность
- Стоимость процесса - определяет совокупную стоимость выполнения функций процесса и передачи результатов от одной функции к другой
17
17
Определение бизнес-процесса
1
Атрибуты бизнес-процесса
2
Окружение бизнес-процесса
3
Характеристики бизнес-процесса
4
Иерархия бизнес-процессов
5
Классификация бизнес-процессов
6
17
Иерархия бизнес-процессов
Бизнес-процесс может состоять из набора бизнес-процессов более низкого уровня или из операций (действий)
Деятельность организации может быть представлена как иерархическая структура : от одного головного БП до тысяч элементарных операций
В отличие от БП, результат операции , как правило, не представляет ценности для организации, поскольку является промежуточным
17
17
Иерархия бизнес-процессов
Между бизнес-процессами, входящими в состав вышестоящего БП, существуют внутренние интерфейсы взаимодействия : выходы БП, входы БП и механизмы преобразования выходов во входы (механизмы взаимодействия)
Бизнес-процессы более низкого уровня наследуют часть атрибутов вышестоящего БП
17
17
Определение бизнес-процесса
1
Атрибуты бизнес-процесса
2
Окружение бизнес-процесса
3
Характеристики бизнес-процесса
4
Иерархия бизнес-процессов
5
Классификация бизнес-процессов
6
17
Классификация бизнес-процессов
Классификация процессов необходима для эффективного и целесообразного выбора процессов верхнего уровня при описании деятельности организации
По значимости для достижения цели процессы подразделяются на
Критерии значимости :
- результативность, эффективность, гибкость, пригодность для создания ценности, пригодность для решения стратегических задач
- результативность,
- эффективность,
- гибкость,
- пригодность для создания ценности,
- пригодность для решения стратегических задач
Обоснованная классификация любых объектов представляет собой их условное группирование по заданным признакам, осуществляемое с определенной целью. При различных целях одни и те же объекты могут быть классифицированы по разному. Классификация не является самоцелью, она диктуется потребностями теории и практики
Целесообразность классификации процессов, обусловливается необходимостью эффективного и целесообразного выбора процессов верхнего уровня при описании деятельности организации
17
17
Классификация бизнес-процессов
По отношению к клиентам процессов
По уровню подробности рассмотрения
- Верхнего уровня
- Детальные
- Элементарные (операции, не требующие более детального описания)
По отношению к получению добавленной ценности
Разделение процессов на основные и вспомогательные в определенной мере условно. Например, процесс доставки товара в магазин и его предпродажной подготовки может рассматриваться организацией в качестве вспомогательного, но для клиента процесса он будет добавлять ценность.
Критерием выделения вспомогательного процесса может являться использование результатов этого процесса многими функциональными подразделениями и процессами. Например, выходом процесса «Управление персоналом» являются квалифицированные кадры, соответствующие должностным инструкциям каждого отдельного подразделения. Хотя в разные подразделения требуются различные специалисты, процесс подбора и тестирования персонала является почти неизменным.
17
17
Классификация бизнес-процессов
Основные процессы - это процессы, которые ведут к созданию продукта, предоставляемого клиенту, и ориентированы на удовлетворение потребностей индивидуального клиента
1
Изучение рынка и потребителей
2
Разработка видения и стратегии
3
Разработка продуктов и услуг
4
Маркетинг и продажи
5
Производство и поставка продуктов и услуг
6
Выставление потребителям платежных требований
17
Классификация бизнес-процессов
Вспомогательные процессы – это процессы, которые создают инфраструктуру организации и обслуживают основные процессы
7
Профессиональное и карьерное развитие кадров и управление кадрами
8
Управление информационными ресурсами и технологиями
9
Управление финансовыми и материальными ресурсами
10
Исполнение программы управления охраной внешней среды
11
Управление внешними связями
12
Управление улучшениями и изменениями
17
Классификация бизнес-процессов
Типы бизнес процессов по видам локализации деятельности
- Бизнес процессы подразделения
- Бизнес процессы подразделения
- Сквозные (межфункциональные) бизнес-процессы
- Сквозные (межфункциональные) бизнес-процессы
В определении бизнес-процесса не говорится, где именно локализована деятельность, преобразующая входы в выходы. Это может быть деятельность, выполняемая в рамках одного структурного подразделения, а может быть деятельность, выполняемая различными подразделениями. Оба эти взгляда имеют право на существование
17
17
Классификация бизнес-процессов
Бизнес-процесс подразделения - это бизнес-процесс, ограниченный рамками одного структурного подразделения организации. Все ресурсы, необходимые для выполнения процесса, находятся под управлением руководителя структурного подразделения. Он же является владельцем процессов подразделения.
У руководителя подразделения могут быть заместители, которые могут являться владельцами процессов более низкого уровня. В любом случае, за все процессы подразделения отвечает руководитель подразделения.
17
17
Классификация бизнес-процессов
Сквозной бизнес-процесс – это
бизнес-процесс, полностью или частично включающий деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации, имеющими различную функциональную подчиненность.
Сквозной процесс должен иметь владельца процесса.
В распоряжении владельца процесса должны находиться ресурсы, необходимые для выполнения процесса
Если владелец сквозного процесса не имеет ресурсов, то его роль сведется к сбору информации о деятельности процесса и доклада ее руководству организации, т.е. появится еще один контролер в худшем смысле этого слова.
17
17
Понятие бизнес-процесса
For more information, please contact:
Sergey Kalinov
Software Engineering Team Leader
EPAM Systems, Inc.
Ryazan, Russia (GMT+3)
Phone: +7 920 635 02 13
Email: [email protected]
http://www.epam.com