Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы по теме "Решение задач разными способами - средство повышения интереса к математике."»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : « Решение задач разными способами – средство повышения интереса к математике».
Учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения – лицея № 18 Северного района Глушкова И.А.
Термин «решение задачи» употребляется в научно-педагогической литературе в четырёх разных смыслах:
- Процесс перехода от условия к выполнению требования задачи (к ответу на вопрос задачи) или процесс выполнение плана задачи.
- Запись результата процесса решения (покажи мне своё решение).
- Ответ на вопрос задачи или вывод о выполнении требования (Назови своё решение.).
- Способ, метод перехода от условия к выполнению требования задачи ( какое найдено прекрасное решение).
Чтобы решить задачу нужно:
- – понять её, понять смысл каждого слова в тексте задачи, понять, что с чем связано и как связано, что от чего зависит, о чём спрашивается, что про это известно, а что неизвестно;
- – наметить план решения;
- – выполнить намеченный план, решить задачу;
- – проверить, правильно ли найден ответ на поставленный вопрос;
- – выяснить, все ли возможные ответы найдены.
Этапы методической работы при решении задач
- 1 этап – ознакомление с содержанием задачи;
- 2 этап – поиск решения задачи
- 3 этап – выполнение решения задачи;
- 4 этап – проверка решения задачи.
Особенностями развивающего Л.Г. Петерсон
Обучение строится на основе деятельностного метода, который включает этапы урока:
- постановка учебной задачи;
- открытие детьми нового знания;
- первичное закрепление (с комментированием);
- самостоятельная работа с проверкой в классе (решение задач на повторение);
- решение тренировочных упражнений;
- контроль.
Н.Б. Истомина Методические приемы работы над задачей
- составление условия к данному вопросу;
- постановка вопроса к данному условию;
- включение в условие лишних данных;
- анализ условия с недостающими данными;
- сравнение задач (текстов и решений);
- решение задач разными способами;
- составление текста задач по данному решению (по действиям и по выражению);
- составление и решение обратных задач;
- изменение текста задач (вопроса или условия ) после её решения;
- составление различных математических моделей по тексту задачи;
- соотношение различных математических моделей с текстом задачи.
Решение задач повышенной трудности
Прямоугольный лист железа разделили на 2 части так, что первая часть оказалась в 4 раза больше второй. Чему равна площадь всего листа, если площадь первой части на 2 208 см 2 больше площади второй?
Решение. Представим условие в виде модели.
2 208 см 2
I
?
II
Решение. 1 способ.
- 2 208 : 3 = 736 (см 2 ) – приходится на
1/4 листа.
- 736 • 4 = 2 944 (см 2 ) – площадь
первой части листа.
- 2 944 + 736 = 3 680 (см 2 ) – площадь
всего листа.
Решение. 2 способ.
- 2 208 : 3 = 736 (см 2 ) – приходится на
1/4 листа.
- 736 • 5 = 3 680 (см 2 ) – площадь всего
листа.
О т в е т: площадь листа равна 3 680 см 2 .
Решение задач на движение
Теплоход за 6 часов прошёл 120 км. Сколько километров он пройдёт за 3 часа, если будет идти с той же скоростью?
Скорость
I одинаковая
Время
Расстояние
6ч
II одинаковая
120км
3ч
?
Данную задачу решаем тремя способами:
1 способ.
1) 120 : 6 = 20(км/ч) – скорость теплохода.
2) 20 х 3 = 60 (км) – путь за 3 часа.
2 способ.
1) 6 : 3 = 2(раз.)
2) 120 : 2 = 60 (км)
3 способ.
6ч =360мин 3ч =180мин
1) 360 : 120 =3 (мин)
2) 180 : 3 =60(км)
Решение задач разными способами способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением. Нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.
Успеваемость учащихся 2 класса
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
Остров обезьян
У Вити было 20 рублей. Сколько рублей не хватит, чтобы купить книгу за 15 руб. и тетрадь за 6 руб.?
1) 15 + 6 =21 (руб.)
2 0
2) 21 – 20 = 1 (руб.)
Ответ: нет, не хватит 1 рубля.