СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация опыта "Работа с историческим источником как основа смыслового чтения"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта "Работа с историческим источником как основа смыслового чтения"»

«Работа с историческим источником как основа смыслового чтения» Автор: Зырянова Ольга Валентиновна учитель истории и обществознания МАОУ «Школа 22» г. Березники Пермский край

«Работа с историческим источником как основа смыслового чтения»

Автор:

Зырянова Ольга Валентиновна

учитель истории и обществознания

МАОУ «Школа 22» г. Березники Пермский край

ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования)

Выпускник основной школы должен научиться: •ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; •находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); •решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; •структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; •преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; •интерпретировать текст; •откликаться на содержание и форму текста; •на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; •в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; •использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученно

1.Поиск информации и понимание прочитанного 2. Преобразование и интерпретация информации 3. Оценка информации

1.Поиск информации и понимание прочитанного

2. Преобразование и интерпретация информации

3. Оценка информации

1. Определять главную тему, общую цель и назначение текста. 2. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. 3. Выполнять смысловое свертыввание выделенных фактов и мыслей.

1. Определять главную тему, общую цель и назначение текста.

2. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.

3. Выполнять смысловое свертыввание выделенных фактов и мыслей.

1. Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление. 2. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы 3. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера

1. Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление.

2. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы

3. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера

1.Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения; 2. Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; 3. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

1.Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения;

2. Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

3. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

1.Кластер 2.Синквейн 3. «Рыбья кость» 4. Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума 5. Денотатный граф

1.Кластер

2.Синквейн

3. «Рыбья кость»

4. Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума

5. Денотатный граф

Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.

Правила очень простые.

Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).  3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). 4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). 5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

1. Россия 2. Многоликая, огромная 3. Живи, расти, процветай 4. Россия – огромная , многоликая страна, в которой я хотел бы жить, расти и процветать. 5.Родина

1. Россия

2. Многоликая, огромная

3. Живи, расти, процветай

4. Россия – огромная , многоликая страна, в которой я хотел бы жить, расти и процветать.

5.Родина

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования.

Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности:

знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. • Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь • Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей. • Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?». • Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». • Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь

Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».

Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»

Другим способом представления учебной информации в критическом ракурсе служит денотатный граф.   Термин происходит от греческого слова  grapho  — пишу) — это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Другим способом представления учебной информации в критическом ракурсе служит денотатный граф.

  Термин происходит от греческого слова  grapho  — пишу) — это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Памятка для учителя (раздаточный материал)

Памятка для учителя (раздаточный материал)

Рекомендации по организации работы до , во время и после чтения.  (Раздаточный материал)

Рекомендации по организации работы до , во время и после чтения.

(Раздаточный материал)

Составление плана: -Простой (информативный) план  -Развёрнутый план  -Картинный план   -Стереотипный план  -Тезисный план (Раздаточный материал)

Составление плана:

-Простой (информативный) план 

-Развёрнутый план 

-Картинный план  

-Стереотипный план 

-Тезисный план

(Раздаточный материал)

Этапы работы с историческим документом. (Раздаточный материал)

Этапы работы с историческим документом.

(Раздаточный материал)

Организация работы с учебными текстами. (Раздаточный материал)

Организация работы с учебными текстами.

(Раздаточный материал)

Анализ исторического текста как основа понимания исторического факта. (Деревянко А.В. )

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом. (Пикус В.С. Телешкола)

Работа с текстом на уроках истории (Методическая копилка)

Программа «Стратегия смыслового чтения» и возможность реализации системно-деятельностного подхода в основной школе Майракова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургут, Тюменская область

О релизации междисциплинарной программы «основы смыслового чтения и работа с текстом» на предметах естественнонаучного цикла» Нерадовская Л.С., заместитель директора по УВР

Стратегии чтения Автор - составитель материалов Конева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы

Критика и интерпретация источников. Всё дело в вопросах Автор – Д-р Бернд-А. Рузинек, приват-доцент в Университете им. Генриха Гейне, Дюссельдорф. Сфера научных интересов – история национал-социализма, история Германии, история науки и техники, методологические вопросы истории

Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на основе предметного содержания истории . Ткач Г.В., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30»

Основная образовательная программа образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с

углублённым изучением иностранных языков №1298 г. Москва.

Текст и смысл: стратегии чтения

М.А. Бологова ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках ИЯ в младшем подростковом возрасте.

Развитие навыков смыслового чтения

при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах

Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!