«Уроки доброты посредством художественного слова» в 7 классе
проектная деятельность
Цели:
- чтение и обсуждение произведений художественной литературы,
-при помощи художественного слова и художественных образов воспитывать высоконравственную личность.
Задачи:
Теоретические: углубление знаний о жанрах литературы, теме, основной мысли, герое произведения, особенностях художественной литературы.
Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Практические: развитие коммуникативных способностей, умение видеть позицию автора.
Воспитательные: воспитание чувства собственного достоинства, уважение к сверстникам и взрослым, доброты, умения прощать, умения делать выбор.
«Умение прощать»
(по рассказу В. Солоухина «Мститель»)
В. А. Солоухин написал свой рассказ «Мститель» в 1961 г. Этот рассказ не только о дружбе и о любви, но и об обиде, злости и о мести.
Герой рассказа хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т. к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному "злодейскому замыслу".
Почему важно прощать обиды?
Когда человек обижен, у него плохое настроение, он не может полноценно работать и отдыхать, его мучает совесть.
Рассказ «Мститель»- это поучительная история, которая учит главному: умению прощать друг друга, быть добрее во взаимоотношениях с товарищами, уметь видеть хорошее в своих друзьях .
«Проблема чести» (по роману А. Дюма «Три мушкетера»)
Честь – это совокупность моральных качеств, которые во все времена вызывали уважение.
Что означает жить по законам чести? В первую очередь, это значит быть благородным, мужественным, справедливым, надежным, честным и уметь отстаивать интересы более слабых людей.
Такими мы видим героев романа А. Дюма «Три мушкетера», который был написан в 1844 году.
Почему нужно жить по законам чести?
Друзья–мушкетеры помогают друг другу, вместе идут к поставленной перед собой цели. Рискуя своей жизнью, они по первому зову отправляются отстаивать жизнь и честь других людей.
Читая роман А. Дюма, мы восхищаемся самоотверженностью и преданностью главных героев.
Жить по законам чести должны не только мушкетеры, но и мы. Благородство, храбрость, верность дружбе – те качества, которые должен перенять у доблестных мушкетеров каждый из нас.
Умение выстоять в трудной ситуации (по рассказу И.А Куприна «Чудесный доктор»)
Рассказ «Чудесный доктор» был написан И. А. Куприным в 1879 году, в то время он жил в Киеве.
В нем идёт речь об отце, попавшего в беду семейства, Мерцалове, слабом и невезучем человек.
Как преодолеть жизненные трудности?
Встреча с чудесным доктором-профессором Пироговым-помогает «наладить дела в семье».
Так что же нужно делать, чтобы преодолеть жизненные трудности? Чтобы выстоять в трудной ситуации, нужно никогда не опускать руки и не сдаваться. Именно этому учит рассказ И.А Куприна.
Проблема доброты и бессердечности (по повести В.К. Железникова «Чучело»)
В. К. Железников напасал повесть «Чучело» в 1981 году.
Эта история о самоотверженной девочке Лене Бессольцевой, прозванной «чучелом», сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством.
Каким нужно быть: добрым или бессердечным?
Читая повесть, мы понимаем, что быть добрым-это значит иметь доброе сердце, быть готовым понять и помочь другому человеку.
А еще книга учит нас разбираться в людях, в настоящих и мнимых друзьях…
Проблема выбора (по рассказу А. Грина «Победитель»
Как ведет себя человек в различных трудных ситуациях или в ситуации выбора?
Какими средствами приходится добиваться цели?
Именно эти вопросы ставит А. Грин в своем рассказе «Победитель», написанном в 1980 году.
Победитель или побежденный?
Трудность выбора, ответственность за принятое решение – это философская проблема, которую поднимает автор рассказа. Искания героя и борьба ведутся не ради славы или личного благополучия, а во имя конечной победы справедливости и добра. Название рассказа символично: в мужественной борьбе с самим собой талантливый скульптор оказался бесспорным победителем.
Проблема подвига.
Очерк Геннадия Бочарова «Что человек может», напечатанный в «Литературной газете» в 1982 году, потряс страну. До сих пор о нём не просто помнят – ребятишки изучают его в школах.
Будет ли преувеличением сказать, что Бочаров, великолепно написавший о подвиге Шаварш Карапетяна и его брата, сам совершил профессиональный подвиг?
Есть ли место подвигу в жизни человека?
Что такое подвиг? И может ли обычный человек его совершить?
Подвиг-это доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершенный в трудных условиях.
В жизни любого человека есть место для подвига, и яркий пример этому: история, которую поведал нам Геннадий Бочаров, рассказав в статье «Что человек может» о том, как Шаварш Карапетян и его брат, рискуя своими жизнями, спасли людей из тонущего автобуса.
Проявление доброты в военное время
Константин Воробьев известен как писатель военной тематики. Он принимал участие в битве по Москвой, которая проходила в лютый мороз 1941 года. Многие солдаты, как с нашей стороны, так и с немецкой были обморожены.
Этот факт и послужил основой написанного в 1966 году Воробьевым рассказа «Немец в валенках» Этот рассказ о лагерной жизни военнопленных автобиографичен.
Можно ли в военное время проявлять сочувствие?
Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение.
К. Воробьёв поднимает очень важную нравственную проблему: война и стремление к добру. И никакая война не преграда для человеческих отношений, даже в самой бесчеловеческой ситуации. Каждый из нас должен сохранить в себе милосердие, сострадание, любовь к людям.
Не бойтесь делать добро…
Не бойтесь и не стесняйтесь делать добро – вам станет от этого радостно и мирно. Как бы вам ни было тяжело от своих внутренних переживаний, найдите в себе силы отозваться и помочь тому, кто страдает больше вас. Пропустив через себя боль другого, вы почувствуете, что ваше несчастье не такое и страшное. Старайтесь воспитывать в себе отзывчивость не только к близким, но и к чужим людям.