СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию о технологии критического мышления: история, цели, примеры

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы"»

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы   Подготовили: учителя МОУ «Школа № 106 г. Донецка»  Ляднова С.В.

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

Подготовили: учителя МОУ

«Школа № 106 г. Донецка»

Ляднова С.В.

Используя технологию критического мышления, определяют главные задачи: расширять представления учащихся о возможности использования информационных текстов в учебной работе ;  развивать личность обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;  формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности   формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации; развивать навыки самообразования и самоконтроля учащихся

Используя технологию критического мышления, определяют главные задачи:

расширять представления учащихся о возможности использования информационных текстов в учебной работе ;

развивать личность обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности

формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;

развивать навыки самообразования и самоконтроля учащихся

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю мышление самостоятельное мышление оценочное открытое мышление

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю

мышление самостоятельное

мышление оценочное

открытое мышление

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.  Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Успех технологии критического мышления в следующем:   надпредметный характер;  усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей; сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста ;  применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека     2

Успех технологии критического мышления в следующем:

надпредметный характер;

усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;

сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста ;

применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека

2

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов: •  умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; •  пользоваться различными способами интегрирования информации; •  задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; •  решать проблемы ; •  вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; •  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; •  аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; •  способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); •  брать на себя ответственность; •  участвовать в совместном принятии решения; •  выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; •  умение сотрудничать и работать в группе и др.   2

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы ;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и др.

2

 Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США.  В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов); 2

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США.

В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

2

«Мозговая атака» методические приемы технологии критического мышления «Инсерт» «Сенкан» «Кластеры» «Свободное письмо» «Круги Венна» «Бортовые журналы» “ Ключевые слова” “ Лови ошибку”

«Мозговая атака»

методические приемы технологии критического мышления

«Инсерт»

«Сенкан»

«Кластеры»

«Свободное письмо»

«Круги Венна»

«Бортовые журналы»

Ключевые слова”

Лови ошибку”

 «Мозговая атака» Работа выполняется индивидуально.  Пример: урок «Страницы из жизни А.Ахматовой». Задание: Прочесть стихотворение «На шее мелких чёток ряд», составить психологический портрет автора. «Кластер» Работать можно индивидуально и парами. Пример: урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Задание:  Составить ассоциации к роману «Мастер и Маргарита»

«Мозговая атака»

Работа выполняется индивидуально.

Пример: урок «Страницы из жизни А.Ахматовой».

Задание: Прочесть стихотворение «На шее мелких чёток ряд», составить психологический портрет автора.

«Кластер»

Работать можно индивидуально и парами. Пример: урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Задание: Составить ассоциации к роману «Мастер и Маргарита»

«Бортовой журнал» Работа выполняется индивидуально. Пример: урок «Существительное как часть речи» Задание:  заполнить таблицу Что я знаю по теме Самостоятельная часть речи Что я узнал по теме   3 склонения Одушевлённые, неодушевлённые.   Существительные, которые имеют только множественное число или единственное (ножницы, брюки, молодёжь) Вопросы КТО? ЧТО?   Изменяется по падежам Бывает женского, мужского, среднего рода В предложении бывает и главным и второстепенным членом.

«Бортовой журнал»

Работа выполняется индивидуально. Пример: урок «Существительное как часть речи»

Задание: заполнить таблицу

Что я знаю по теме

  • Самостоятельная часть речи

Что я узнал по теме

 

3 склонения

  • Одушевлённые, неодушевлённые.

 

Существительные, которые имеют только множественное число или единственное (ножницы, брюки, молодёжь)

  • Вопросы КТО? ЧТО?

 

Изменяется по падежам

  • Бывает женского, мужского, среднего рода

В предложении бывает и главным и второстепенным членом.

1 . (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). « Сенкан» Работа выполняется индивидуально. Пример: урок « Звуки и буквы» “ Ключевые слова” Задание : составить сенкан на тему «Звуки» Работа выполняется индивидуально. Пример: урок по произведению Ф.Шиллера «Перчатка» Звуки Гласные и согласные. Льются, звенят, гремят. Используются в устной речи. Фонетика. Задание: написать сочинение-миниатюру. Обязательные слова: рыцарь, перчатка, лев, прекрасная дама.

1 . (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

« Сенкан»

Работа выполняется индивидуально. Пример: урок « Звуки и буквы»

Ключевые слова”

Задание : составить сенкан на тему «Звуки»

Работа выполняется индивидуально. Пример: урок по произведению Ф.Шиллера «Перчатка»

Звуки

Гласные и согласные.

Льются, звенят, гремят.

Используются в устной речи.

Фонетика.

Задание: написать сочинение-миниатюру. Обязательные слова: рыцарь, перчатка, лев, прекрасная дама.

«Круги Венна» Работать можно индивидуально и парами. Пример: урок по произведению Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей» Доктор Ватсон уравновешенный; рассудительный; пишет рассказы. Шерлок Холмс энергичный; метод дедукции; играет на скрипке борьба со злом;  любовь к ближнему ; равнодушные к славе

«Круги Венна»

Работать можно индивидуально и парами.

Пример: урок по произведению Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей»

Доктор Ватсон

уравновешенный;

рассудительный;

пишет рассказы.

Шерлок Холмс

энергичный;

метод дедукции;

играет на скрипке

борьба со злом;

любовь к ближнему ;

равнодушные к славе

Работа учителя очень творческая и интересная, и когда видны положительные результаты, то желание учить становится еще сильнее.  “ Я не могу научить всех всему, но могу повлиять на мышление моих учеников. И это того стоит.”(Сократ)

Работа учителя очень творческая и интересная,

и когда видны положительные результаты,

то желание учить становится еще сильнее.

Я не могу научить всех всему,

но могу повлиять

на мышление моих учеников.

И это того стоит.”(Сократ)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!