Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
Подготовили: учителя МОУ
«Школа № 106 г. Донецка»
Ляднова С.В.
Используя технологию критического мышления, определяют главные задачи:
расширять представления учащихся о возможности использования информационных текстов в учебной работе ;
развивать личность обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности
формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;
развивать навыки самообразования и самоконтроля учащихся
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
мышление самостоятельное
мышление оценочное
открытое мышление
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Успех технологии критического мышления в следующем:
надпредметный характер;
усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста ;
применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека
2
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:
• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
• пользоваться различными способами интегрирования информации;
• задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
• решать проблемы ;
• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
• способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
• брать на себя ответственность;
• участвовать в совместном принятии решения;
• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
• умение сотрудничать и работать в группе и др.
2
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США.
В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);
2
«Мозговая атака»
методические приемы технологии критического мышления
«Инсерт»
«Сенкан»
«Кластеры»
«Свободное письмо»
«Круги Венна»
«Бортовые журналы»
“ Ключевые слова”
“ Лови ошибку”
«Мозговая атака»
Работа выполняется индивидуально.
Пример: урок «Страницы из жизни А.Ахматовой».
Задание: Прочесть стихотворение «На шее мелких чёток ряд», составить психологический портрет автора.
«Кластер»
Работать можно индивидуально и парами. Пример: урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Задание: Составить ассоциации к роману «Мастер и Маргарита»
«Бортовой журнал»
Работа выполняется индивидуально. Пример: урок «Существительное как часть речи»
Задание: заполнить таблицу
Что я знаю по теме
- Самостоятельная часть речи
Что я узнал по теме
3 склонения
- Одушевлённые, неодушевлённые.
Существительные, которые имеют только множественное число или единственное (ножницы, брюки, молодёжь)
Изменяется по падежам
- Бывает женского, мужского, среднего рода
В предложении бывает и главным и второстепенным членом.
1 . (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
« Сенкан»
Работа выполняется индивидуально. Пример: урок « Звуки и буквы»
“ Ключевые слова”
Задание : составить сенкан на тему «Звуки»
Работа выполняется индивидуально. Пример: урок по произведению Ф.Шиллера «Перчатка»
Звуки
Гласные и согласные.
Льются, звенят, гремят.
Используются в устной речи.
Фонетика.
Задание: написать сочинение-миниатюру. Обязательные слова: рыцарь, перчатка, лев, прекрасная дама.
«Круги Венна»
Работать можно индивидуально и парами.
Пример: урок по произведению Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей»
Доктор Ватсон
уравновешенный;
рассудительный;
пишет рассказы.
Шерлок Холмс
энергичный;
метод дедукции;
играет на скрипке
борьба со злом;
любовь к ближнему ;
равнодушные к славе
Работа учителя очень творческая и интересная,
и когда видны положительные результаты,
то желание учить становится еще сильнее.
“ Я не могу научить всех всему,
но могу повлиять
на мышление моих учеников.
И это того стоит.”(Сократ)