Проектная деятельность учащихся по физике, как способ раскрытия творческого потенциала ученика
Выполнила :
Учитель физики
МОУ «Дубоссарской РСОШ №5»
Скороходова Светлана Николаевна
Цель исследования : рассмотреть проектную деятельность учащихся по физике и совершенствование методической системы обучения.
Объект: процесс обучения проектной деятельности учащихся по физике в общеобразовательной школе.
Предмет: организация проектной деятельности учащихся, обеспечивающей развитие творческих способностей и учебной активности школьников.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи :
1.Изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть структуру, содержание проектной деятельности, изучить методику выполнения проектов по физике.
3. Раскрыть особенности развития творческого потенциала учащихся общеобразовательной школы при изучении физики.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
«Проблема в том, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и создавали такие условия , вследствие которых учащиеся не смогут не научиться».
Д Дьюи..
Физика, как школьная дисциплина, всегда стремилась к обучению и организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках, чтобы освоение ими основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта действий, обеспечивающих развитие умения учиться.
;
ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ
это способность увидеть проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи.
Основной целью метода проектов является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Метод учебного проекта- это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы.
Метод проектов
Обучение в сотрудничестве
Научный метод
Поисковые
Исследовательские
Ролевые игры
Мозговые атаки
Дискуссии, эвристические беседы
Рефлексивные
Какие же ключевые компетентности мы, учителя физики, хотели бы сформировать у учащихся?
Компетентность готовность к разрешению проблем
Технологическая компетентность
Готовность к самообразованию
Готовность к использованию информационных ресурсов
Готовность к социальному взаимодействию
Коммуникативная компетентность
Достоинства метода проектов:
• Учащиеся видят перед собой конечный результат.
• Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
• Профессиональное самоопределение.
• При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
• Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.
Опорный конспект «Работа и мощность электрического тока» по Шаталову
Этапы работы с конспектом:
1. Яркое, эмоциональное , развернутое озвучивание учителем.
2. Сжатое изложение по тому же конспекту, ответы на вопросы.
3. Подготовка конспекта дома (от 8 до 25 мин)
4. Работа по учебнику, с дополнительной литературой.
5. Письменное воспроизведение на уроке (10 – 12 мин)
6. Озвучивание конспекта (тихий, магнитофонный опрос, рассказ по готовому конспекту)
7. Повторение в течение года (ведомость опроса)
Вывод:
- Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики ,что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся ,которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы – Уч.зап. ЛГУ, 1959, вып. 16, №265
2. Баркова, Е.Ю. Метод проектов на уроках физики/ Е.Ю. Баркова// Физика. Первое сентября.- 2004. № 35.- с. 3-6.
3. Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410
4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. - № 6
5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996.
6. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
7. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
8.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
9. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся. – 2002. - №9
10. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - 2000. - № 7.
11. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской
деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр
Спасибо за внимание