Применение ИКТ в управлении образованием как компонент развития единого информационного пространства
В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку эти технологии могут эффективно применяться не только в процессе обучения, но и в управлении образовательным процессом. Новые педагогические технологии подразумевают новые подходы к обучению, воспитанию и развитию учащихся. Особую актуальность приобретают задачи, направленные на подготовку воспитанников к жизни вне детского дома, на формирование способности к успешной социализации в обществе.
Для решения этих задач активно разрабатываются модели создания Единого информационного пространства учреждения
Назначение ЕИПУ
Информационное пространство – это совокупность следующих компонентов:
- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на носителях информации;
- организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства (сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
- средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам .
Цели создания ЕИПУ
- Радикальное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
- Обеспечение эффективной управленческой деятельности.
Задачи ЕИПУ
- Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника детского дома.
- Активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.
- Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.
- Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом.
Основные функции ЕИПУ Отечественные специалисты в области информатизации образования и педагоги-практики выделяют следующие основные функции ЕИПУ:
Управленческая функция
Деятельность руководителя образовательным учреждением требует от него решения поставленных задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Следовательно, вся управленческая деятельность связана с информацией, информационными процессами.
В ОГКОУ Шуйском детском доме-школе управление осуществляется:
- учебно-воспитательным процессом;
- воспитательным процессом;
- кадрами;
- материально-техническим оснащением.
Производится диагностика:
- качества обучения;
- эффективности воспитательной работы;
- здоровья и психологического состояния воспитанников.
Успеваемость и качество знаний по школе (2022 – 2023 учебный год)
Показатели успеваемости (2022 – 2023 учебный год)
Качество знаний
Успеваемость и качество знаний по предмету
Образовательная функция
В центре единого пространства образовательного учреждения находится ученик. ЕИПУ создается ради того, чтобы учащийся мог получать знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить.
Но обеспечить высокий уровень преподавания в школе невозможно без высокопрофессиональных педагогических кадров. Поэтому большое значение приобретает непрерывное повышение профессионального уровня учителей, в том числе и в области компьютерных технологий.
Задачи образовательной функции:
- внедрение в учебный процесс ИКТ;
- поддержка профориентации и предпрофильной подготовки учащихся;
- обеспечение проектной и исследовательской деятельности;
- обучение и повышение квалификации преподавателей и администрации учреждения;
- поддержка дополнительного образования.
Методическая функция
Методическая функция предполагает:
- разработку методических материалов для поддержки учебно-воспитательного процесса;
- разработку педагогических проектов с использованием ИКТ.
Формирование учебно-методических материалов, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, невозможно без использования электронных образовательных ресурсов.
- https://resh.edu.ru
- http://window.edu.ru
- www.1class.ru
- https://www.yaklass.ru
- https://uchebnik.mos.ru
- https://education.yandex.ru/home
- www.school-collection.edu.ru
Электронные образовательные ресурсы могут быть использованы учителем и учащимися на уроке, учеником для самостоятельной работы вне урока, а также учителем для подготовки к уроку .
Воспитательная функция
Человек живет и работает в обществе, поэтому необходимо предоставить ученику (тем более воспитаннику детского дома) возможности поиска своего жизненного пути.
Задачи воспитательной функции:
- Создание дополнительных условий для социализации воспитанников.
- Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.
- Формирование творческих навыков.
- Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Развитие инициативы.
- Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.
- Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эстетическое воспитание).
Информационная функция
Информационная функция предполагает:
- создание банка педагогической информации;
- формирование программно-методического фонда;
- формирование фонда компьютерных программ;
- формирование фонда библиотеки;
- создание банка информации о здоровье учащихся;
- и другое.
Коммуникативная функция
Большое значение в настоящее время имеет формирование у школьников коммуникативной культуры, которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать психологический контакт с другими людьми.
В основе коммуникации лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность, которые особенно важны для успеха совместной работы.
Использование Интернета является обязательным компонентом модели информатизации учреждения.
Подключение к Интернету дает возможность всем участникам образовательного процесса не только пользоваться электронной почтой, скачивать файлы, но и участвовать в телеконференциях, форумах, онлайн-уроках и другое.
Техническая функция
Техническая функция предполагает:
- создание рабочих мест, оснащенных мультимедийным оборудованием;
- доступ к Интернету с любого компьютера;
- организация локальной сети;
- создание системы технического обслуживания, ремонта и модернизации мультимедийной техники.
Применение ИКТ в управлении образованием
В настоящее время невозможно обеспечить повышение качества и эффективности внутришкольного контроля без средств ИКТ.
Информатизация управления образованием позволит решить следующие задачи:
- организацию образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием ИКТ, дистанционное обучение;
- организацию повышения квалификации и методической поддержки учителей в области ИКТ и с использованием ИКТ;
- информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями, Департаментом СЗН, отделом образования и др.;
- использование при управлении школой безбумажной технологии.
Безбумажные технологии позволят автоматизировать:
- создание баз данных сотрудников и учащихся;
- делопроизводство;
- подготовку различных документов по учебно-воспитательному процессу (составление учебного плана, тарификации, отчетов);
- составление расписания;
- мониторинг обученности учащихся с автоматическим расчетом различных коэффициентов.
Современные информационные технологии дают колоссальные возможности в сфере образования, поскольку могут очень эффективно применяться в процессе передачи знаний.
Информационное пространство образовательного учреждения создает современную информационную образовательную среду как компонент современной педагогической системы и одновременно информационно-образовательное пространство региона, страны, мира.