СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Лекция, ее характерные особенности и формы проведения, в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на эту тему поможет начинающим педагогам правильно и грамотно проводить учебные лекционные занятия в системе СПО

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Лекция, ее характерные особенности и формы проведения, в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"»

Лекция,  ее характерные особенности и формы  проведения, в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический технику» Разработчик: Малыгина Е.А., преподаватель дисциплин профессионального учебного цикла, специалист высшей квалификационной категории .

Лекция, ее характерные особенности и формы проведения, в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий электрометаллургический технику»

Разработчик: Малыгина Е.А.,

преподаватель дисциплин профессионального учебного цикла, специалист высшей квалификационной категории .

Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

С целью обеспечения качества реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальностям, сохранения активности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в условиях распространения коронавирусной инфекции на территории Донецкой Народной Республики педагогическим работникам образовательных организаций возникла необходимость:

  • пересмотреть имеющееся обеспечение учебных дисциплин, профессиональных модулей и внести корректировки в учебно-методические комплексы,;
  • сформировать перечень заданий для самоконтроля, проектной, учебно-исследовательской и иных видов творческой деятельности;
  • организовать индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальную и групповую проектную деятельность;
  • определить формат и сроки информирования родителей (законных представителей) об индивидуальных достижениях и трудностях, возникающих у обучающихся в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

  • предусмотреть возможность записи занятий на цифровой носитель для формирования и накопления банка видеоуроков в целях дальнейшего использования в образовательном процессе;
  • размещать информацию об изучаемой теме, домашнем задании на официальном сайте образовательной организации, использовать электронную почту, сервисы, доступные на образовательных платформах, размещать материалы (или ссылки на ресурсы) для проведения тестирования и/или практической оценки знаний; выставлять отметки обучающимся за самостоятельную деятельность.

В условиях распространения коронавирусной инфекции на территории Донецкой Народной Республики перед педагогическими работниками остро стал вопрос о доступном формировании ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. И так как лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса, то возникла необходимость пересмотреть подачу лекционного материала в более наглядную, доступную, запоминающуюся и просто понятную для обучающихся.

Лекция  Лекция – главное звено дидактического цикла обучения.  Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.  Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме в средние века.  С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов.

Лекция

Лекция – главное звено дидактического цикла обучения.

Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме в средние века.

С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов.

Лекция – это плохо? 4 2 3 1 . Одни студенты успевают осмыслить, другие только механически записать слова лектора Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше. Лекции нужны, если нет учебников или их мало. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

Лекция – это плохо?

4

2

3

1

.

Одни студенты успевают осмыслить, другие только механически записать слова лектора

Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

Когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой? при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция – основной источник информации новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов

Когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой?

при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция – основной источник информации

новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели

отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором

по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции

лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов

Преимущества лекции 1 2 3 лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний Процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой .

Преимущества лекции

1

2

3

лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора

творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие

лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний

Процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой .

ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень) наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обосновании, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения доказательность и аргументированность активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов

ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ

нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень)

наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обосновании, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения

доказательность и аргументированность

активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления

четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получать общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин.

Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых).

В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику.

Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях.

Подобное введение помогает студентам получать общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

    Оценка качества лекции 4 2 3 1 . Лекция и учебник Руководство работой студентов Методика чтения лекций Содержание лекции Прочие данные : знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Оценка качества лекции

4

2

3

1

.

Лекция и учебник

Руководство работой студентов

Методика чтения лекций

Содержание лекции

Прочие данные : знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

     Формы 5 3 1 Лекция –пресс-конференция Лекция вдвоем Проблемная лекция 4 2 Лекция с заранее запланирован-ными ошибками Лекция -визуализация

Формы

5

3

1

Лекция –пресс-конференция

Лекция вдвоем

Проблемная лекция

4

2

Лекция с заранее запланирован-ными ошибками

Лекция -визуализация

Проблемная лекция На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть» Задача преподавателя создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы Преимущество проблемной лекции С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность

Проблемная лекция

На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть»

Задача преподавателя

создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы

Преимущество проблемной лекции

С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность

Лекция-визуализация,  лекция с заранее запланированными ошибками Лекция - визуализация Эта разновидность лекции возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Лекция с заранее запланированными ошибками Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения материала

Лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками

Лекция - визуализация

Эта разновидность лекции возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности.

Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера

Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения материала

ЛЕКЦИЯ ВДВОЕМ Данная разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Диалог преподавателей должен демонстрировать культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивать в обсуждение студентов, побуждать их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее. Преимущества такой лекции:   актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем; создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т. д.;   наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;   вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;   выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

ЛЕКЦИЯ ВДВОЕМ

Данная разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами.

Диалог преподавателей должен демонстрировать культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивать в обсуждение студентов, побуждать их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

 актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем; создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т. д.;

 наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

 вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;

 выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Лекция – пресс - конференция  Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течения двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Такую лекцию можно проводить: В середине изучения дисциплины В начале изучения дисциплины В конце изучения дисциплины направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний с целью выявить потребности, круг интересов группы для определения перспектив развития усвоенного содержания

Лекция – пресс - конференция

Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течения двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.

Такую лекцию можно проводить:

В середине изучения дисциплины

В начале изучения дисциплины

В конце изучения дисциплины

направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний

с целью выявить потребности, круг интересов группы

для определения перспектив развития усвоенного содержания

10 советов по проведению занятия

  • Всегда изучайте нормативно – правовую базу того чем занимаетесь (ГОС, ОПОП, методические материалы, инструкции, положения, приказы), чтобы знать будущий формат своей работы.
  • Начинать нужно с простого (любая проблема, кажущаяся невыполнимой сегодня может быть успешно решена уже завтра, необходимо только захотеть и попробовать)))).
  • Уважайте личное пространство студента (Помните, Вы преподаватель и обязаны оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета).
  • Постарайтесь создать в аудитории территории хорошего настроения и взаимопонимания. Поощряй даже незначительные успехи.
  • Приводите примеры из жизни(или жизненные примеры).
  • Используйте различные форматы при проведении занятий ( учебное занятие – не повинность, студент – не раб и не крепостной, домашнее задание – не зубрежка; занятие должно быть разнообразным, с чередованием форм, методов и приемов: баттл, круглый стол, дискуссия, конспект, смешанное обучение и.т.д).
  • Управляйте занятием, контролируйте ситуацию (результативность занятия определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов, главное определись, чего хочешь достичь, а выбор методов за Вами.
  • Тщательно продумывайте домашние задания, не делай их банальными, не превращай в повинность – это убивает желание учиться.
  • Всегда думайте на несколько шагов вперед, на перспективу в любом вопросе, так как наработанный сегодня материал может не раз использоваться в качестве основы для завтрашних, а то и послезавтрашних идей.
  • Находитесь в постоянном поиске (кто ищет – тот всегда найдет)!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Государственном профессиональном образовательном учреждении «Донецкий электрометаллургический техникум» активно развиваются дистанционные технологии в обучении. Преподаватели, включились в работу в данном направлении, размещают свои учебно-методические материалы на официальном сайте техникума, в электронно образовательной среде canvas . Обучающимся открыт доступ к данному ресурсу, в котором можно найти: курсы лекций; методические указания по выполнению: практических работ, самостоятельных работ, контрольных работ; выполнению курсовых работ, ВКР. Каждый студент, зарегистрированный в системе, может получать всю необходимую информацию по своей образовательной программе.

С моей точки зрения, дистанционное образование - это очень удобно и полезно. Но основное образование получать таким способом только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным или временным, в условиях распространения коронавирусной инфекции) студенту недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Доклад окончен Спасибо за внимание!

Доклад окончен

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!