«Қостанай қаласы әкімдігінің № 30 орта мектебі» ММ
ГУ «Средняя школа № 30 отдела образования акимата г. Костаная»
Педагогический совет:
« Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках и во внеурочное время »
08.01.2020 г.
Цели педагогического совета:
1. Пропаганда проектно-исследовательских технологий обучения, обмен педагогическим опытом, определение педагогического, методического потенциала исследовательской и проектной деятельности.
2. Ориентация деятельности педагогического коллектива школы на повышение качества знаний обучающихся через использование проектно-исследовательской технологии на уроках и во внеурочное время.
3. Создание условия для осознания целей проектной деятельности, возможностей и технологических средств, повышения интереса педагогов к исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
4. Эффективное использование метода проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса.
Вопросы педагогического совета:
- Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя (теория) – Лукьянчук М. А.
- Исследовательская работа как способ повышения интереса к предметам «Русский язык и литература » (из опыта работы) – Едигенова З.С.
- Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время, как средство развития личности и способ повышения интереса к предмету «Биология » (из опыта работы) - Огаркова М.А.
- Проектная деятельность как способ развития исследовательских навыков у младших школьников (из опыта работы) – Даткабаева С.К.
- Исследовательская работа как способ повышения интереса к предметам «Казахский язык и литература » (из опыта работы) – Смадьярова Ж. С.
- Исследовательская работа как способ повышения интереса к предмету «Английский язык » (из опыта работы) – Костюкевич В.В.
- П роектная деятельность обучающихся на уроках и во внеурочное время как способ повышения интереса к предмету «Математика» (из опыта работы) - Баженова В.В.
- Исследовательская работа как способ повышения интереса к предмету «География» (из опыта работы) – Гурименко И.А.
Разное
- Профила к тика аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних за 1 полугодие 2019-2020 уч.года. – Орловская Е.С.;
- Анализ состояния питания школьников – Горбачевская Т.А.;
- Организация индивидуального подхода для детей с ограниченными возможностями в развитии: методические рекомендации логопеда, психолога – Орловская Е.С.;
- Отчет о проделанной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школе на 2019-2020 учебный год – Бурков И.С.;
- Посещаемость учащимися учебных занятий – Байбатырова Г.Г.;
- Результаты контроля деятельности педагогов, имеющих высшую, первую категории, а так же категории «педагог-исследователь» в части развития исследовательских навыков обучающихся, подготовки участников олимпиад – Лукьянчук М.А.;
- О проведении I конкурса профессионального мастерства им. В.Я. Водясова « Mugalim - 20 20» (03.02-14.02) - Лукьянчук М.А.;
- Вручение удостоверений о присвоении квалификационных категорий аттестуемым педагогам 2019-2020 уч. года.
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя Лукьянчук М.А.
« Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно»
Немецкий педагог А. Дистервег
«Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот)
- «На полицейском валенки мокнут».
- «Уйти от новой стиральной машины ».
- Остаться у разбитого корыта.
- « Лысина – мужское безобразие».
- «Ниже пяток не опустишься».
- «Уговори умного к черту послать, так и нога заживет».
- Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.
- « Безделью часы – слезам год ».
Мозговой штурм
- Проект - ?
- Исследование - ?
- Реферат - ?
- Доклад - ?
ДОКЛАД
- – это устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, и это не требует научной проверки или доказательства.
РЕФЕРАТ
- – это сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе и представление различных точек зрения по данному вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
- – работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
ПРОЕКТ
- – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.
Проектная деятельность
- - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
В настоящее время проектная деятельность классифицируется:
- по числу участников;
- по комплексности;
- по характеру контактов;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по продолжительности проекта.
Классификация по числу участников:
Индивидуальны е
Парные
Групповые
Классификация по комплексности:
(в рамках одного предмета).
Классификация по характеру контактов:
- Внутриклассные,
- Внутришкольные,
- Региональные (в пределах одной страны),
- Международные.
Классификация по продолжительности проекта
- Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
- Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
- Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
- Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Формы продуктов проектной деятельности
Виды презентаций проектов
- Деловая игра
- Демонстрация продукта, выполненного на основе информацион. технологий
- Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
- Игра с залом
- Научная конференция, доклад
- Пресс-конференция
- Путешествие, экскурсия
- Реклама
- Ролевая игра
- Спектакль
- Соревнование
- Телепередача и т.д.
- Web-сайт
- Анализ данных социологического опроса
- Сравнительно-сопоставительный анализ
- Атлас, карта, учебное пособие
- Видеофильм
- Выставка
- Газета, журнал, справочник
- Костюм, модель, коллекция
- Игра, мультимедийный продукт
- Музыкальное или художественное произведение
- Постановка, праздник
- Экскурсия, поход
- Законопроект и т.д.
Этапы проектной деятельности:
Первый этап – определение темы и цели . Задачи данного этапа : собрать идеи, обсудить, прийти к общему мнению, сформулировать цели проекта. Задачи учителя как организатора проекта пробудить интерес к теме, вести обсуждение темы и проблем, помогать в определении цели и задач.
Второй этап – планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей .
Задачи этапа : определить формы работы, спланировать работу в соответствии со сроком её готовности, определить способ сбора информации, распределить обязанности. Задачи учителя на данном этапе: дать общее представление обо всём процессе проектной деятельности, закрепить в сознании учащихся принятые ими решения.
Третий этап – реализация проекта .
Основные задачи : определить конкретные задания, работать в группах (групповой проект) или индивидуально (индивидуальный проект), совместно координировать работу, вносить изменения в планирование. Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок.
Четвёртый этап – презентация проекта .
Задачи этапа: решить, кто и что будет представлять, выбрать форму презентации, подготовиться к вопросам. Задачи учителя : познакомить с техниками и формой презентаций, оказать помощь в проведении презентации.
Последний пятый этап – рефлексия и оценка проекта . На данном этапе оцениваются результаты проекта, индивидуального вклада, вклада группы.
- Практические рекомендации педагогам
В каких ролях выступает учитель ?
- -энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);
- -специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
- -консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам);
- -руководителя (особенно в вопросах планирования времени);
- -координатора всего группового процесса;
- - эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Задачи руководителя проекта
- Выбор темы проекта
- Определение аппарата исследования
- Сбор материалов
- Обсуждение и анализ полученных данных
- Оформление проекта
- Подготовка учащихся к защите проекта
Этапы работы над проектом
- Организационный
- Прогностический
- Практический
- Обобщающий
- Презентационный
Структура работы
- Введение
- Обзор литературы по данной теме
- Краткое описание сути проделанной работы
- Результаты работы в виде таблиц, схем, описаний
- Выводы с рассмотрением возможности применения полученных результатов
- Список литературы
- Приложения
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается.
Однако учебное исследование неизбежно включает основные элементы:
- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- выбор способа проверки гипотезы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- анализ и обобщение результатов;
- вывод (подтверждение или опровержение гипотезы) .
Памятка для научного руководителя
- Подходите к этой работе творчески!
- Не сдерживайте инициативу учащихся.
- Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите действовать самостоятельно!
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помните: лучше 10 раз похвалить, чем один раз ни за что раскритиковать…
- Учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
- Старайтесь обучать умениям анализировать, синтезировать, классифицировать полученную информацию.
- Не забывайте о воспитании.
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Исследовательская и проектная деятельность
Плохой учитель преподносит истину, а хороший — учит её находить. (А. Дистервег)
Вопросы педагогического совета:
- Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя (теория) – Лукьянчук М. А.
- Исследовательская работа как способ повышения интереса к предметам «Русский язык и литература » (из опыта работы) – Едигенова З.С.
- Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время, как средство развития личности и способ повышения интереса к предмету «Биология » (из опыта работы) - Огаркова М.А.
- Проектная деятельность как способ развития исследовательских навыков у младших школьников (из опыта работы) – Даткабаева С.К.
- Исследовательская работа как способ повышения интереса к предметам «Казахский язык и литература » (из опыта работы) – Смадьярова Ж. С.
- Исследовательская работа как способ повышения интереса к предмету «Английский язык » (из опыта работы) – Костюкевич В.В.
- П роектная деятельность обучающихся на уроках и во внеурочное время как способ повышения интереса к предмету «Математика» (из опыта работы) - Баженова В.В.
- Исследовательская работа как способ повышения интереса к предмету «География» (из опыта работы) – Гурименко И.А.