СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Н. С. Лесков "Очарованный странник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Н.С. Лесков "Очарованный странник" сопровождает два урока литературы, посвящённые общей характеристике повести Лескова и её проблемному анализу.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Н. С. Лесков "Очарованный странник"»

Н.С. Лесков  «Очарованный странник» (1872 – 1873)

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

(1872 – 1873)

Замысел произведения Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта - здесь особая атмосфера и располагающая к размышлениям природа.

Замысел произведения

  • Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта - здесь особая атмосфера и располагающая к размышлениям природа.
История создания и публикации Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию газеты “Русский мир”, где и была она опубликована в 1873 году.

История создания и публикации

  • Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать.
  • Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию газеты “Русский мир”, где и была она опубликована в 1873 году.
Жанр произведения Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ . Произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа , которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра .

Жанр произведения

  • Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ .
  • Произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа , которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра .
Смысл названия и посвящение Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи, уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.

Смысл названия и посвящение

  • Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором.
  • Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи, уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.
Композиция повести “ Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров.  Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.

Композиция повести

  • “ Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика.
  • Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров.
  • Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
Кульминация Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится, за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).

Кульминация

  • Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится, за веру, за свою родину.
  • Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).
Временное пространство Повесть описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Временное пространство

  • Повесть описывает временной отрезок 1820-30-х годов.
  • При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках.
  • Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.
Тематика произведения Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает настоящей любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.

Тематика произведения

  • Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему.
  • Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает настоящей любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.
Проблематика Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и признавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Проблематика

  • Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии.
  • Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и признавать свои ошибки.
  • Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.
Образная система повести

Образная система повести

Иван Северьяныч Флягин Сын кучера, по прозвищу Голован. Крепкий, сильный, похожий на богатыря. Мать умерла при родах. Рос с отцом, обучался уходу за лошадьми, имел к ним особый подход. Как-то раз из-за него погиб монах. Явившись во сне Ивану, он сказал, что того не будет брать погибель и он станет монахом. Много раз Голован спасал жизнь другим людям, был в плену, помогал нуждающимся. Он сбросил с обрыва женщину, которую любил, потому что она его попросила об этом. Вдали от родины он тосковал, на родине много пил, искал смысл жизни. В конце своего пути он стал послушником.

Иван Северьяныч Флягин

  • Сын кучера, по прозвищу Голован. Крепкий, сильный, похожий на богатыря. Мать умерла при родах. Рос с отцом, обучался уходу за лошадьми, имел к ним особый подход. Как-то раз из-за него погиб монах. Явившись во сне Ивану, он сказал, что того не будет брать погибель и он станет монахом. Много раз Голован спасал жизнь другим людям, был в плену, помогал нуждающимся. Он сбросил с обрыва женщину, которую любил, потому что она его попросила об этом. Вдали от родины он тосковал, на родине много пил, искал смысл жизни. В конце своего пути он стал послушником.
Граф и графиня из Орловской губернии Это первые хозяева Голована, они воспитали его, он вырос в их имении. Из-за того, что Иван “наказал” кошку хозяйской прислуги, его отправили молотить камни для конюшни. От такой унизительной монотонной работы Голован хотел повеситься. Случай изменил его судьбу - за серебряный крест ему выписали вольную. Уже зрелым мужчиной он возвращается к ним в имение. Они дают ему вольную.

Граф и графиня из Орловской губернии

  • Это первые хозяева Голована, они воспитали его, он вырос в их имении. Из-за того, что Иван “наказал” кошку хозяйской прислуги, его отправили молотить камни для конюшни. От такой унизительной монотонной работы Голован хотел повеситься.
  • Случай изменил его судьбу - за серебряный крест ему выписали вольную. Уже зрелым мужчиной он возвращается к ним в имение. Они дают ему вольную.
Монах Когда-то у первого графа Иван работал форейтором с отцом, отгонял прохожих с дороги. Однажды он хлестнул лошадей монаха, уснувшего на возу, лошади понесли и монах погиб под колёсами телеги. Его образ являлся Ивану несколько раз, говоря о том, что мать вымолила сына у Бога и он будет жить долго, пока не вернётся к Богу в конце жизни.

Монах

  • Когда-то у первого графа Иван работал форейтором с отцом, отгонял прохожих с дороги. Однажды он хлестнул лошадей монаха, уснувшего на возу, лошади понесли и монах погиб под колёсами телеги. Его образ являлся Ивану несколько раз, говоря о том, что мать вымолила сына у Бога и он будет жить долго, пока не вернётся к Богу в конце жизни.
Барин из Николаева Барин из Николаева берёт Ивана в “няньки”- присматривать за его грудной дочерью. От него сбежала жена. Он очень доволен работником. Застав на пляже Ивана с дочкой и сбежавшей супругой, поляк хватается за пистолет. Иван вынужден бежать…

Барин из Николаева

  • Барин из Николаева берёт Ивана в “няньки”- присматривать за его грудной дочерью. От него сбежала жена. Он очень доволен работником. Застав на пляже Ивана с дочкой и сбежавшей супругой, поляк хватается за пистолет. Иван вынужден бежать…
Девочка Больше года Иван работает у одного поляка, присматривая за ребёнком. Девочка больна, ей необходимы солнце и песок. Каждый день бывая с девочкой на пляже, он встречает её мать и разрешает бывать с ребёнком. В итоге ему приходится отдать дочку матери и бежать.

Девочка

  • Больше года Иван работает у одного поляка, присматривая за ребёнком. Девочка больна, ей необходимы солнце и песок. Каждый день бывая с девочкой на пляже, он встречает её мать и разрешает бывать с ребёнком. В итоге ему приходится отдать дочку матери и бежать.
Цыганка Грушенька Красавица-цыганка, которую выкупил князь, хозяин Голована, за огромные деньги. Она стала другом Ивану, а князь очень быстро охладел к ней. Страдая от любви, она заподозрила мужчину в измене. Он отвёз её за город и оставил под присмотром трёх женщин. Сбежав от них, Груша просит, чтобы Иван сбросил её с обрыва,- любовь к князю не даёт ей жить. Иван выполняет просьбу Груши. С тех пор она иногда является ему, помогает, защищает от смерти, подсказывает будущее.

Цыганка Грушенька

  • Красавица-цыганка, которую выкупил князь, хозяин Голована, за огромные деньги. Она стала другом Ивану, а князь очень быстро охладел к ней. Страдая от любви, она заподозрила мужчину в измене. Он отвёз её за город и оставил под присмотром трёх женщин. Сбежав от них, Груша просит, чтобы Иван сбросил её с обрыва,- любовь к князю не даёт ей жить. Иван выполняет просьбу Груши. С тех пор она иногда является ему, помогает, защищает от смерти, подсказывает будущее.
Князь Князь - второстепенный персонаж. Иван Флягин служил у него конэсером. Тот у князя отлично прожил три года, пока на их пути не встретилась красивая цыганка Груша. Князь так в неё влюбился, что отдал цыганам за неё почти всё своё состояние - 50 000 рублей. Но через несколько лет она ему надоела, он решил жениться на другой, а её отвёз в лес и поселил в избушке под присмотром.

Князь

  • Князь - второстепенный персонаж. Иван Флягин служил у него конэсером. Тот у князя отлично прожил три года, пока на их пути не встретилась красивая цыганка Груша. Князь так в неё влюбился, что отдал цыганам за неё почти всё своё состояние - 50 000 рублей. Но через несколько лет она ему надоела, он решил жениться на другой, а её отвёз в лес и поселил в избушке под присмотром.
Основная идея Основная идея повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Писатель видит в простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

Основная идея

  • Основная идея повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках.
  • Писатель видит в простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.
Вопросы по главам Что рассказывает о себе Иван Флягин своим случайным попутчикам? (гл. 2) Жизнь и приключения Ивана в Николаеве, в доме барина (гл. 4-5) Как жил Иван Северьяныч среди татар? (гл. 6 -9) Какова роль Ивана в судьбе цыганки Грушеньки? (гл. 15 – 18) Иван Флягин в армии (гл. 19) Как Иван Северьяныч оказался в монастыре? Что он думает о своём будущем? (гл. 19 – 20)

Вопросы по главам

  • Что рассказывает о себе Иван Флягин своим случайным попутчикам? (гл. 2)
  • Жизнь и приключения Ивана в Николаеве, в доме барина (гл. 4-5)
  • Как жил Иван Северьяныч среди татар? (гл. 6 -9)
  • Какова роль Ивана в судьбе цыганки Грушеньки? (гл. 15 – 18)
  • Иван Флягин в армии (гл. 19)
  • Как Иван Северьяныч оказался в монастыре? Что он думает о своём будущем? (гл. 19 – 20)
Спасибо  за  работу на уроке!!!

Спасибо за работу на уроке!!!

Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!