3 класс
Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
М. Лермонтов
- Прочитайте выразительно
- Прочитайте, что здесь написано.
ВОТНОМРЕЛ ЛИАХИМ ЧИВЕЬРЮ
Лермонтов Михаил Юрьевич
(1814 - 18941)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал.
В 1828 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 14 лет, его отвезли в Москву и определили в университетский Благородный пансион. Через 2 года он поступил в Московский университет, но был исключён. Впервые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. Одним из первых произведений, опубликованных в печати, была поэма «Хаджи Мурат»
В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А. С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди переписывали и предавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов были написаны поэмы, роман, драма.
Погиб на дуэли в возрасте 26 лет
ж
— Откройте с. 140—141. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе?
— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о писателе.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841) был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был удивительно музыкально одарен, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
Стихотворение Лермонтова привлекло внимание композиторов. Среди них была Елизавета Сергеевна Шашина (1805-1903) - певица, занявшаяся сочинением музыки после потери голоса. Благодаря ей романс «Выхожу один я на дорогу» стал популярным. В наши дни он звучит в исполнении знаменитых оперных и эстрадных певцов.
— Послушаем и мы этот романс.
М.Ю. Лермонтов
«Горные вершины»
Это произведение - перевод стихотворения немецкого поэта Гёте.
— Прочитайте стихотворение «Горные вершины». Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
— Ваши впечатления от прочитанного?
— Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
— Что представили?
— Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать?
— Найдите рифмующиеся слова.
— Как надо читать это стихотворение? Объясните почему.
— Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях?
— Найдите эти приемы в стихотворении
— Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»?
И. И. Шишкин
«На севере диком стоит одиноко…»
Словарная работа
Риза — облачение, одежда священника при богослужении.
Утёс — высокая скала.
Подведение итогов урока
— С творчеством какого писателя познакомились сегодня на уроке?
— Чему учились на уроке?
— Понравились ли вам его стихотворения?
Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение стихотворений.
- Сделать к ним иллюстрации.
Спасибо за урок!