СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 6 классе по музыке " «Старинной песни мир». Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» "

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 6 классе по музыке " «Старинной песни мир». Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» "»

"Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории... «Он сделал достаточно, и да будет прославлен всякий, кто так же стремиться к совершенству и столько же сделал» Роберт Шуман

    1-это театральный музыкальный жанр искусства, спектакль, сюжет которого отображается в хореографических образах, танце.  2-Русский жанр народной музыки  3- Второе название скрипичного ключа  4- (пение) самое древнее музыкальное искусство. Пение заключается в исполнении мелодии с помощью голоса.  5- «знак», «метка» в музыке — графическое обозначение звука  6 –нота, стоящая в 1 октаве на дополнительной линейке.  7- фр. marche — буквально «шествие», «движение вперёд», от marcher — «идти») музыкальный жанр; ритмичная музыка, обычно исполняемая на духовых и ударных инструментах.  8- вторая нота звукового ряда в музыке.  9- скорость музыки  10- означает в музыке нижний или самый низкий по тембру  мужской голос  11-медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых  12 -Хаос в музыке   Узнаем о ком эти слова, и тему нашего урока- решив кроссворд

1-это театральный музыкальный жанр искусства, спектакль, сюжет которого отображается в хореографических образах, танце. 2-Русский жанр народной музыки 3- Второе название скрипичного ключа 4- (пение) самое древнее музыкальное искусство. Пение заключается в исполнении мелодии с помощью голоса. 5- «знак», «метка» в музыке — графическое обозначение звука 6 –нота, стоящая в 1 октаве на дополнительной линейке. 7- фр. marche — буквально «шествие», «движение вперёд», от marcher — «идти») музыкальный жанр; ритмичная музыка, обычно исполняемая на духовых и ударных инструментах. 8- вторая нота звукового ряда в музыке. 9- скорость музыки 10- означает в музыке нижний или самый низкий по тембру  мужской голос 11-медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых 12 -Хаос в музыке

Узнаем о ком эти слова, и тему нашего урока- решив кроссворд

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить ?  Какова наша цель?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить ? Какова наша цель?

 Франц Шуберт  1797-1828

Франц Шуберт 1797-1828

Что такое баллада?. Баллада (от ит. ballade —  танцевать) – в Средние века так называли танце- вальные песни. В литературе Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с драматическим сюжетом, в основу которого положена легенда, старинное предание или исторические события. Термин Баллада в эпоху Романтизма вошел и в музыкальное искусство.

Что такое баллада?.

Баллада (от ит. ballade — танцевать) –

в Средние века так называли танце-

вальные песни. В литературе Баллада –

небольшое сюжетное стихотворение с драматическим сюжетом, в основу

которого положена легенда, старинное предание или исторические события.

Термин Баллада в эпоху Романтизма вошел

и в музыкальное искусство.

БАЛЛАДА - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора

БАЛЛАДА - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора

  Реальное в балладе сочетается с фантастическим   Описываемое событие часто носит драматический характер   В балладе большую роль играют пейзаж и диалог   Особенно важны в балладе чувства автора, эмоциональный настрой, которые передаются слушателю   Баллада отличается пристрастием к чудесам, ужасному, к тому, что неподвластно логике и разуму

Реальное в балладе сочетается с фантастическим

Описываемое событие часто носит драматический характер

В балладе большую роль играют пейзаж и диалог

Особенно важны в балладе чувства автора, эмоциональный настрой, которые передаются слушателю

Баллада отличается пристрастием к чудесам, ужасному, к тому, что неподвластно логике и разуму

Автограф Франца Шуберта  Ф. Шуберт Серенада Ф. Шуберт «Форель»

Автограф Франца Шуберта

Ф. Шуберт Серенада

Ф. Шуберт «Форель»

Иоганн Гёте  баллада «Лесной царь» Баллада Иоганна Вольфганга Гёте написана в 1782 году. Описывает смерть ребенка от рук сверхъестественного существа, духа – Лесного царя . Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой    И. В. Гёте (1749-1832)

Иоганн Гёте баллада «Лесной царь»

Баллада Иоганна Вольфганга Гёте написана в 1782 году.

Описывает смерть ребенка от рук сверхъестественного существа, духа – Лесного царя .

Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой

И. В. Гёте (1749-1832)

Стихотворение несколько раз переводилось на русский язык. Наиболее известны русские переводы Василия Жуковского и Афанасия Фета. А.Фет В.Жуковский

Стихотворение несколько раз переводилось на русский язык. Наиболее известны русские переводы

Василия Жуковского и Афанасия Фета.

А.Фет

В.Жуковский

  « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя».  Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге.   В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

« Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге.

В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

    В. А. Жуковский ( 1783-1852)

В. А. Жуковский ( 1783-1852)

Лесной царь        Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?      Ездок запоздалый, с ним сын молодой.      К отцу, весь издрогнув, малютка приник;      Обняв, его держит и греет старик.     «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»       «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:      Он в темной короне, с густой бородой».      «О нет, то белеет туман над водой».              
  • Лесной царь      Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?     Ездок запоздалый, с ним сын молодой.     К отцу, весь издрогнув, малютка приник;     Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»      «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:     Он в темной короне, с густой бородой».     «О нет, то белеет туман над водой».          

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;  Веселого много в моей стороне:  Цветы бирюзовы, жемчужны струи;   Из золота слиты чертоги мои».    «Родимый, лесной царь со мной говорит:   Он золото, перлы и радость сулит».  «О нет, мой младенец, ослышался ты:   То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;  Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:  Он золото, перлы и радость сулит». «О нет, мой младенец, ослышался ты:  То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей      Узнаешь прекрасных моих дочерей:      При месяце будут играть и летать,  Играя, летая, тебя усыплять».       «Родимый, лесной царь созвал дочерей:      Мне, вижу, кивают из темных ветвей».      «О нет, все спокойно в ночной глубине:      То ветлы седые стоят в стороне».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей     Узнаешь прекрасных моих дочерей:     При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».     «Родимый, лесной царь созвал дочерей:     Мне, вижу, кивают из темных ветвей».     «О нет, все спокойно в ночной глубине:     То ветлы седые стоят в стороне».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей      Узнаешь прекрасных моих дочерей:      При месяце будут играть и летать,  Играя, летая, тебя усыплять».       «Родимый, лесной царь созвал дочерей:      Мне, вижу, кивают из темных ветвей».      «О нет, все спокойно в ночной глубине:      То ветлы седые стоят в стороне».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей     Узнаешь прекрасных моих дочерей:     При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».     «Родимый, лесной царь созвал дочерей:     Мне, вижу, кивают из темных ветвей».     «О нет, все спокойно в ночной глубине:     То ветлы седые стоят в стороне».

  «Дитя, я пленился твоей красотой:  Неволей иль волей, а будешь ты мой». —   «Родимый, лесной царь нас хочет догнать;   Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».    Ездок оробелый не скачет, летит;  Младенец тоскует, младенец кричит;    Ездок погоняет, ездок доскакал...    В руках его мертвый младенец лежал.       

«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». —  «Родимый, лесной царь нас хочет догнать;  Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».  Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит;   Ездок погоняет, ездок доскакал...   В руках его мертвый младенец лежал.     

Рассказчик - взволнованный.

Отец - переживание, внутреннее беспокойство.

Лесной царь - музыка ласковая, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость.

Младенец - страдание, мольба, ужас.

Учитель: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала –  немецком , и вы должны будете определить – сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода

(Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Слова И.Гете. (на немецком языке).)

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от РР до FFF

Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Размер – 4/4

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная .

Первая могила Ф. Шуберта

Первая могила Ф. Шуберта

  На памятнике Шуберту на венском кладбище есть надпись. Прочтите ее . Ключ к разгадке – в центре задачи . .

На памятнике Шуберту на венском кладбище есть надпись. Прочтите ее

.

Ключ к разгадке – в центре задачи .

.

  1 . Где Шуберт получил музыкальное образование? 2 . В каких жанрах писал Шуберт? 3 . Сколько симфоний написано Шубертом?  4 . Произведений какого жанра больше всего написано Шубертом? 5 . Сколько песен написал Ф. Шуберт?  6 Как называется баллада Шуберта?  7Что такое баллада?  8 Какая по характеру музыка в балладе Ф. Шуберта «Лесной Царь?

1 . Где Шуберт получил музыкальное образование?

2 . В каких жанрах писал Шуберт?

3 . Сколько симфоний написано Шубертом?

4 . Произведений какого жанра больше всего написано Шубертом?

5 . Сколько песен написал Ф. Шуберт?

6 Как называется баллада Шуберта?

7Что такое баллада?

8 Какая по характеру музыка в балладе Ф. Шуберта «Лесной Царь?

Какой праздник в России был на каникулах? Какова его история?

Какой праздник в России был на каникулах? Какова его история?

разучивание песни «Россия, мы дети твои»

разучивание песни «Россия, мы дети твои»

 Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно … Я приобрел… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

Рефлексия

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно …
  • Я приобрел…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!