"Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории... «Он сделал достаточно, и да будет прославлен всякий, кто так же стремиться к совершенству и столько же сделал» Роберт Шуман
1-это театральный музыкальный жанр искусства, спектакль, сюжет которого отображается в хореографических образах, танце. 2-Русский жанр народной музыки 3- Второе название скрипичного ключа 4- (пение) самое древнее музыкальное искусство. Пение заключается в исполнении мелодии с помощью голоса. 5- «знак», «метка» в музыке — графическое обозначение звука 6 –нота, стоящая в 1 октаве на дополнительной линейке. 7- фр. marche — буквально «шествие», «движение вперёд», от marcher — «идти») музыкальный жанр; ритмичная музыка, обычно исполняемая на духовых и ударных инструментах. 8- вторая нота звукового ряда в музыке. 9- скорость музыки 10- означает в музыке нижний или самый низкий по тембру мужской голос 11-медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых 12 -Хаос в музыке
Узнаем о ком эти слова, и тему нашего урока- решив кроссворд
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить ? Какова наша цель?
Франц Шуберт 1797-1828
Что такое баллада?.
Баллада (от ит. ballade — танцевать) –
в Средние века так называли танце-
вальные песни. В литературе Баллада –
небольшое сюжетное стихотворение с драматическим сюжетом, в основу
которого положена легенда, старинное предание или исторические события.
Термин Баллада в эпоху Романтизма вошел
и в музыкальное искусство.
БАЛЛАДА - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора
Реальное в балладе сочетается с фантастическим
Описываемое событие часто носит драматический характер
В балладе большую роль играют пейзаж и диалог
Особенно важны в балладе чувства автора, эмоциональный настрой, которые передаются слушателю
Баллада отличается пристрастием к чудесам, ужасному, к тому, что неподвластно логике и разуму
Автограф Франца Шуберта
Ф. Шуберт Серенада
Ф. Шуберт «Форель»
Иоганн Гёте баллада «Лесной царь»
Баллада Иоганна Вольфганга Гёте написана в 1782 году.
Описывает смерть ребенка от рук сверхъестественного существа, духа – Лесного царя .
Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой
И. В. Гёте (1749-1832)
Стихотворение несколько раз переводилось на русский язык. Наиболее известны русские переводы
Василия Жуковского и Афанасия Фета.
А.Фет
В.Жуковский
« Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге.
В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
В. А. Жуковский ( 1783-1852)
- Лесной царь Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». — «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мертвый младенец лежал.
Рассказчик - взволнованный.
Отец - переживание, внутреннее беспокойство.
Лесной царь - музыка ласковая, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость.
Младенец - страдание, мольба, ужас.
Учитель: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала – немецком , и вы должны будете определить – сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода
(Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Слова И.Гете. (на немецком языке).)
Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети выстраивают свой ответ).
Жанр – вокальная баллада.
Композитор – Франц Шуберт.
Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.
Темп – быстрый, стремительный.
Динамика - от РР до FFF
Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)
Размер – 4/4
Музыкальный лад – минорный (соль минор)
Образ – драматический.
Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.
Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная .
Первая могила Ф. Шуберта
На памятнике Шуберту на венском кладбище есть надпись. Прочтите ее
.
Ключ к разгадке – в центре задачи .
.
1 . Где Шуберт получил музыкальное образование?
2 . В каких жанрах писал Шуберт?
3 . Сколько симфоний написано Шубертом?
4 . Произведений какого жанра больше всего написано Шубертом?
5 . Сколько песен написал Ф. Шуберт?
6 Как называется баллада Шуберта?
7Что такое баллада?
8 Какая по характеру музыка в балладе Ф. Шуберта «Лесной Царь?
Какой праздник в России был на каникулах? Какова его история?
разучивание песни «Россия, мы дети твои»
Рефлексия
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно …
- Я приобрел…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…