СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку уроку русского языка в 5 классе по теме: «Морфология. Слово как часть речи. Самостоятельные части речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является приложением к конспекту урока.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку уроку русского языка в 5 классе по теме: «Морфология. Слово как часть речи. Самостоятельные части речи»»

МОРФОЛОГИЯ!!! Самостоятельные части речи Существительное Глагол Прилагательное Местоимение Числительное Наречие Служебные части речи  Предлог Союз Частица

МОРФОЛОГИЯ!!!

Самостоятельные

части речи

  • Существительное
  • Глагол
  • Прилагательное
  • Местоимение
  • Числительное
  • Наречие

Служебные

части речи

  • Предлог
  • Союз
  • Частица
Седьмое октября. Классная работа. Морфология. Слово как часть речи. Самостоятельные части речи.

Седьмое октября.

Классная работа.

Морфология. Слово как часть речи. Самостоятельные части речи.

Цели урока  вспомнить…  вспомнить какие морфологические… расширить и углубить знания о…;  учиться находить и правильно писать….;

Цели урока

  • вспомнить…
  • вспомнить какие морфологические…
  • расширить и углубить знания о…;
  • учиться находить и правильно писать….;
 В л с и пед В е с е л о кататься на в е л о сипеде. В л с и педист В л гонка меню

В л с и пед

В е с е л о кататься на в е л о сипеде.

В л с и педист

В л гонка

меню

ВО К ЗАЛ РЮ К ЗАК К остя с рю к заком спешит к во к залу.  Во кз ал – англ. vauxhall – образовано из собственного имени Vaux (владелец увеселительного заведения близ Лондона) и сущ. hall – «зал».  Рю кз ак – нем. Ruc ks ack – особый заплечный мешок для вещей.  «Во зал», «рю зак»  слова похожи:  В них букву « » писать несложно. меню

ВО К ЗАЛ

РЮ К ЗАК

К остя с рю к заком спешит к во к залу.

Во кз ал – англ. vauxhall – образовано из собственного имени Vaux (владелец увеселительного заведения близ Лондона) и сущ. hall – «зал».

Рю кз ак – нем. Ruc ks ack – особый заплечный мешок для вещей.

«Во зал», «рю зак» слова похожи:

В них букву « » писать несложно.

меню

Всё что существует, оно обозначает,  На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.  А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род.  У него к тому же три склоненья есть,  Падежей различных сразу целых шесть. ( Имя существительное)

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

( Имя существительное)

Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку, Вдруг на Мишку - вот напасть Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог бы в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало Им за это и попало.  Выписать из стихотворения существительные и распределить их в 3 колонки (по I,II, III склонение )

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,

Вдруг на Мишку - вот напасть

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог бы в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало

Им за это и попало.

Выписать из стихотворения существительные и распределить их в 3 колонки (по I,II, III склонение )

Взаимопроверка 1 склонение 2 склонение крынка  3 склонение медведь мишка  рынок ярость оса пасть мёд армия осина

Взаимопроверка

1 склонение

2 склонение

крынка

3 склонение

медведь

мишка

рынок

ярость

оса

пасть

мёд

армия

осина

Вот село (В,в)ысокое, Место здесь (В,в)ысокое. Вот моя подружка (Р,р)оза У нее в букете (Р,Р)оза. Это кот (П,п)ушок, Он и в правду как (П,п)ушок. Это речка (Т,т)ьма, В речке рыбы – (Т,т)ьма! Вот какое чудо – (Р,р)ыбина! Рисовала Люда (Р,р)ыбина Необходимо определить, как правильно записать (со строчной или прописной буквы) ,определить нарицательное оно или собственное.

Вот село (В,в)ысокое,

Место здесь (В,в)ысокое.

Вот моя подружка (Р,р)оза

У нее в букете (Р,Р)оза.

Это кот (П,п)ушок,

Он и в правду как (П,п)ушок.

Это речка (Т,т)ьма,

В речке рыбы – (Т,т)ьма!

Вот какое чудо – (Р,р)ыбина!

Рисовала Люда (Р,р)ыбина

Необходимо определить, как правильно записать (со строчной или прописной буквы) ,определить нарицательное оно или собственное.

 Художницу нашу знает весь свет:  Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие:  КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? С папой Существительным  Живёт на редкость дружно:  Изменит окончание, Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется  Никогда уже:  Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже. (Имя прилагательное)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное)

У нас в саду вырос ___________ цветок. Он привлекал всех ___________ запахом и ________ цветом. _________ цветок радовал и взрослых и _____________детей. Распространите предложения прилагательными.

У нас в саду вырос ___________ цветок.

Он привлекал всех ___________ запахом и ________ цветом.

_________ цветок радовал и взрослых и _____________детей.

Распространите предложения прилагательными.

Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает.  На два вопроса ответит вам только,  Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?  Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют,  Часто при этом они ошибаются,  Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное)

Записать числа в словосочетаниях словами и определить группы числительных по значению : 10 яблок, 5 день,  11 колец, 700 рублей, 8 задача, 13 дней.

Записать числа в словосочетаниях словами и определить группы числительных по значению :

10 яблок, 5 день,

11 колец, 700 рублей, 8 задача, 13 дней.

 Он предметы оживляет,  Всех их в дело вовлекает,  ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,  Строго сам за тем следит. Он три времени имеет  И спрягаться он умеет.  Детям строят много школ,  Чтоб все знали про ... (Глагол)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ...

(Глагол)

Задание: подберите существительные к глаголам Фыркает Мычит Лает  Мяукает Воркует Кудахтает Гогочет  Каркает Чирикает кукует
  • Задание: подберите существительные к глаголам

Фыркает

Мычит

Лает

Мяукает

Воркует

Кудахтает

Гогочет

Каркает

Чирикает

кукует

Правильный ответ: Фыркает Мычит  Лает Мяукает Воркует Кудахтает Гогочет Каркает Чирикает кукует (корова) (конь) (кошка) (собака) (курица) (голубь) (ворона) (гусь) (кукушка) (воробей)

Правильный ответ:

Фыркает Мычит

Лает Мяукает

Воркует Кудахтает

Гогочет Каркает

Чирикает кукует

(корова)

(конь)

(кошка)

(собака)

(курица)

(голубь)

(ворона)

(гусь)

(кукушка)

(воробей)

(Местоимение) Применяем все мы это  Вместо имени предмета,  Вместо признака предмета   Применяем тоже это,  И количество предметов  Заменяет часто это.  Нам на всё оно укажет,  Но имён ничьих не скажет.  Часто очень применяется,  Сильно очень изменяется.  Без него, как ни крутись,  В речи нам не обойтись.

(Местоимение)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

Признаки действий оно означает,  Всем любопытным оно отвечает   КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?  ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?  Очень не любит оно изменяться,  Род не имеет, не хочет склоняться. Как его имя, скорее ответьте! (Наречие)

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие)

Подведение итогов О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Как определить, какой частью речи является слово?

Подведение итогов

О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

Как определить, какой частью речи является слово?

Самооценка  Оцените свои знания «5» - Я всё понял(а) и могу объяснить  другому «4» - Я понял(а), но не могу объяснить  другому «3» - Я не понял(а) ничего
  • Самооценка

Оцените свои знания

«5» - Я всё понял(а) и могу объяснить

другому

«4» - Я понял(а), но не могу объяснить

другому

«3» - Я не понял(а) ничего


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!