СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Виды предложений по цели высказывания" 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка "Виды предложений по цели высказывания" 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Виды предложений по цели высказывания" 5 класс.»

Виды предложений по цели высказывания 5 класс

Виды предложений по цели высказывания

5 класс

Выдели из предложения словосочетание, произведи синтаксический разбор.   Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон.

Выдели из предложения словосочетание, произведи синтаксический разбор.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Произведи синтаксический разбор предложения.   Три д_вицы (под)окном пряли поз_но в_ч_рком.

Произведи синтаксический разбор предложения.

Три д_вицы (под)окном пряли поз_но в_ч_рком.

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания.

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания.

По цели высказывания различаются предложения: повествовательные, вопросительные и побудительные.

По цели высказывания различаются предложения:

повествовательные, вопросительные и побудительные.

Если цель нашего высказывания – сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения. При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. Раз он в море закинул невод – / Пришел невод с одною тиной. //

Если цель нашего высказывания – сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.

Раз он в море закинул невод – /

Пришел невод с одною тиной. //

Произнесите правильно следующие повествовательные предложения:    • Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. • Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит. • В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.

Произнесите правильно следующие повествовательные предложения:

• Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

• Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

• В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.

Если цель высказывания – спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.   В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова: кто, что, где, куда, откуда, сколько , а также частицы ли, неужели, разве и др.

Если цель высказывания – спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова: кто, что, где, куда, откуда, сколько , а также частицы ли, неужели, разве и др.

Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение.  Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете?

Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение.

Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?

На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих предложениях?   Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо? Чего тебе надобно, старче? Я ль на свете всех милее?

На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих предложениях?

  • Но из бочки кто их вынет?
  • Бог неужто их покинет?
  • Что ты тих, как день ненастный?
  • Опечалился чему?
  • Ладно ль за морем, иль худо?
  • И какое в свете чудо?
  • Чего тебе надобно, старче?
  • Я ль на свете всех милее?
Выделите интонацией (повышением голоса) нужные слова.  Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу .   По равнинам Окияна Едет флот царя Салтана? • Да, по равнинам Окияна. • Да, едет. • Нет, не флот. • Да, Салтана.

Выделите интонацией (повышением голоса) нужные слова. Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу .

По равнинам Окияна

Едет флот царя Салтана?

• Да, по равнинам Окияна.

• Да, едет.

• Нет, не флот.

• Да, Салтана.

Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения. В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.

Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.

Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.   • Не губи ты нашу душу:  Выплесни ты нас на сушу! (Просьба-мольба.) • А теперь ты воротись,  Не горюй и спать ложись.  (Дружеский совет.) • Лови, лови, да дави ее, дави… Вот ужо! постой немножко, Погоди… (Приказ.) • Воротись, поклонися рыбке. (Категорический приказ.)

Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу! (Просьба-мольба.)

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись.

(Дружеский совет.)

Лови, лови, да дави ее, дави…

Вот ужо! постой немножко,

Погоди… (Приказ.)

Воротись, поклонися рыбке.

(Категорический приказ.)

Выпишите по одному примеру на каждый вид предложения  из любимой сказки А. С. Пушкина. Вопросительное предложение, побудительное , повествовательное .

Выпишите по одному примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А. С. Пушкина.

Вопросительное предложение, побудительное , повествовательное .

Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А. С. Пушкина, давайте вспомним название каждой:   «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». «Сказка о попе и о работнике его Балде». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о золотом петушке».

Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А. С. Пушкина, давайте вспомним название каждой:

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде».
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  • «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • «Сказка о золотом петушке».
«Сказка – ложь, да в ней намек» . Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы : • Какая сказка А. С. Пушкина тебе нравится больше? • Чему учит сказка? • Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?

«Сказка – ложь, да в ней намек» .

Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы :

• Какая сказка А. С. Пушкина тебе нравится больше?

• Чему учит сказка?

• Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!