Задание 3.2
Повествование
на основе
жизненного опыта
Сахарова В.В. –учитель русского языка и литературы
Тема: Повествование на основе жизненного опыта
Цель: совершенствование навыков составления текста повествования на основе жизненного опыта, развитие монологической речи
Знать:
- -строение текста повествования
- -языковое оформление
Уметь:
- -правильно строить тексты повествования
- -находить языковые средства для оформления
Орфоэпический штурм
- Начать, аэропорты ,банты, кралась, восприняла,торты, свекла, дозвонится, клала, рвала, красивее, послала, договор, танцовщица, сливовый, щемит, каталог
Повторим тип речи – повествование
ПОВЕСТВОВАНИЕ - рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении,
протекающем во времени и пространстве
Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое.
Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь
изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно,
а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.
В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п.
Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития
авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.
.
Композиция текста повествования
1 . Завязка (начало событий).
2 . Развитие действия .
3 . Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).
4 . Развязка (итог событий) .
. Традиционная схема построения текста-повествования: ПРИШЕЛ. УВИДЕЛ. ПОБЕДИЛ.
Смысловая цельность повествования
• Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.
• Единство темы.
• Сохранение основной мысли.
• Последовательность изложения.
План-схема построения повествовательного текста
1.Сообщить о действующем лице или лицах.
2.Охарактеризовать место и время события.
3.Перечислить действия с указанием их
последовательности и особенностей.
4.Указать на итог действия и завершить повествование.
5.Сделать вывод
Тематический блок о семье
• Моя семья.
• Традиции моей семьи.
• Как я помогал(-а) родителям.
Тематический блок об
интересных людях
• Встреча с интересным человеком.
• Мой лучший друг.
• Человек, которому хочется сказать «спасибо».
• Любимый актёр.
• Интересная профессия .
Тематический блок об увлечениях
• Моё увлечение.
• Музыка в моей жизни.
• Спорт в моей жизни.
• Моя любимая книга (любимые книги).
• Моя любимая телепередача.
• Игры моего детства .
Тематический блок о памятном событии в школе
• Школьное мероприятие.
• Школьная научная практика.
• Школьный проект.
• Школьный праздник.
• Спортивное соревнование.
• Интересный урок в школе.
• Школьная отметка, которая запомнилась надолго .
Тематический блок о памятном событии вне школы
• Посещение музея.
• Посещение зрелищного мероприятия (концерта, спектакля).
• Спортивное мероприятие.
• Поход (экскурсия).
• Выходной день, который запомнился больше всего.
• Интересный день в летнем лагере.
• Прогулка в лесу.
• Интересная поездка.
• Как я принимал(а) гостей.
Тематический блок о домашнем животном
• Мой домашний питомец .
В повествовании возможны элементы описания и рассуждения
Мой домашний питомец
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своём домашнем питомце.
Не забудьте рассказать,
• как он появился в Вашем доме;
• как он выглядит;
• какие у него повадки;
• как Вы заботитесь о нём.
Моя любимая телепередача
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своей любимой телепередаче.
Не забудьте рассказать,
• как называется эта передача;
• чем она интересна;
• нравится ли она Вашим друзьям, родственникам;
• какие передачи Вам не нравятся и почему.
Языковые средства повествования
• Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды идр.,обозначающие время и место события.
• Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени.
• Как средства связи предложений используются слова
сначала, прежде всего, в первую очередьи т.п., обозначающие начало текста;
затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий;
наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст .
Обучающая работа
Внимательно читаем задание
Тема 2. Традиции моей семьи.
( Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о традициях Вашей семьи.
Не забудьте рассказать,
• какие традиции есть в Вашей семье;
• какая из традиций -Ваша любимая;
• кто из членов семьи является хранителем традиций;
• как влияют традиции на взаимоотношения в семье.
Словарная работа
Лексическое значение слова
ТРАДИЦИЯ- это то, что передано от одного
поколения к другому, что унаследовано от
предшествующих поколений.
Обучающая работа
Выбираем событие(-я) и отбираем необходимый материал
Обучающая работа
Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для рассказа
Вводная фраза
семейные традиции –это …
Какие традиции есть в Вашей семье?
Какая из традиций любимая?
Кто из членов семьи является хранителем традиций?
Как влияют традиции на взаимоотношения в семье?
Завершающая фраза
Обучающая работа
Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для рассказа
Вводная фраза
семейные традиции –это …
Какие традиции есть в Вашей семье?
домашние обязанности, работа на даче, посещение родственников
Какая из традиций любимая?
совместные праздники, «Прощание с летом»
Кто из членов семьи является хранителем традиций?
бабушка и дед
Как влияют традиции на взаимоотношения в семье?
сближают, сплачивают, учимся любить и уважать друг друга, помогать
друг другу
Завершающая фраза
буду продолжать в своей семье
Обучающая работа
Даём развёрнутые ответы на каждый пункт задания
Время на высказывание - не более 3 минут
Вводная фраза
Семейные традиции –это то, что переходит от одного поколения к другому, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь интересной.
Какие традиции есть в Вашей семье?
В нашей семье есть свои традиции. Например, … [перечислить]
Какая из традиций любимая?
А ещё есть традиция, которую я люблю больше всего. [рассказать в 2-3 фразах]
Кто из членов семьи является хранителем традиций?
Хранителями традиций являются … Они …
Как влияют традиции на взаимоотношения в семье?
Добрые традиции сближают и сплачивает семью . Благодаря им мы учимся любить и уважать членов семьи, ценить общение с родными людьми, помогать друг другу.
Завершающая фраза
Эти традиции я обязательно буду продолжать и в своей семье, когда вырасту.
12 фраз
Самостоятельная работа
Время на подготовку -1 минута
1 вариант
Тема 2. Человек, которому хочется сказать «спасибо».
Расскажите о человеке, которому хочется сказать «спасибо».
Не забудьте рассказать,
• кому Вы благодарны;
• за что Вы ему благодарны;
• удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека;
• какой жизненный урок Вы получили.
2 вариант
Тема 2. Интересный урок.
Расскажите об интересном уроке в школе, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
• по какому предмету был урок;
• как он проходил;
• каково было Ваше участие;
• что у Вас вызвало наибольший интерес.
Что оценивают эксперты (При объёме монолога не менее 10 фраз по теме высказывания )
Монологическое высказывание
- Выполнение коммуникативной задачи
- Учёт условий речевой ситуации
- Речевое оформление монологического высказывания
Правильность речи
- Соблюдение грамматических норм
- Соблюдение орфоэпических норм
- Соблюдение речевых норм
- Речевое оформление
Домашнее задание
- Орфоэпия- 15 слово из списка
( 2 столбик, подряд)
- Подготовить 2 блок- Мои увлечения
( 2 темы)
Синквейн
Повествование
Связное, последовательное
Повествует, сообщает, объединяет
Повествование объединяет предложения в текст
Монолог
19 баллов